Личный блог Д. А. Кузьмичёва

Май 7, 2005

Сказочка про войнушечку.

Filed under: Безраздельный — Д. А. Кузьмичёв @ 2:22 дп

60 лет Победе. Каждый, кто умеет держать камеру в руках, петь или плясать, снимает, рисует, поет и пляшет о Победе. Как умеет, так и пляшет. Потому как это теперь коньюктурная тема, и от этого факта никуда не денешься. Не буду сейчас делить их на искренних пацанов и коньюктурщиков. Не в этом дело, и тех и других всегда хватало.
Но уж больно часто мне стали хотеть показать «новую правду» о войне. Все чаще стремятся работники культуры «Развенчать миф о Войне». Вопрос опять же не в том, зачем им это нужно, может быть это у них упорное и бескорыстное стремление к правде. Вопрос в том, что это за миф такой, и как же его развенчивают?
Например, с экрана мне говорят: это был не только Великий Подвиг, но и Великая Трагедия! Да ну? А я то и не знал! Нет, нет, говорят мне, вот взгляни, и начинают показывать как штрафбат беззаветно и мужественно борется с… сотрудниками НКВД. Херакс, говорю я, а фашисты то где? С ними вроде воевали. Да нафига тебе фашисты, говорят мне, ты чего фашистов в фильмах про войну не видел? Наша задача показать зрителю, что не только, и не столько с фашизмом, сколько с собственным государством боролся на той Войне советский человек! Это новая правда о той войне, это развенчание мифа! Но вот тут ветераны говорят, бормочу я, что вы, мягко говоря, не совсем точно… А что ветераны? Они уже старенькие, говорят мне, не всё помнят. Да и что у них есть? Мелкие придирки! Подумаешь, не было на этом направлении заград отрядов, с пулемётами в спину. Ну где то же они были. Не могло их не быть. Ну и потом, станут ли тебе ветераны гнать на свою молодость? Не их это дело, наше. Так что это у нас не наплевательское отношение к мнению очевидцев и историческим фактам, а некоторое художественное переосмысление, во имя Новой Великой Правды о Войне.
А я вот сижу и думаю. Думаю, о том, что видел я в фильмах, читал в книгах, и про то как по грязи тогда по-пластунски ползли, и как минометами в куски рвало, и как семьи свои бросали, находя на войне новых боевых подруг, и как, вырвавшись из плена, под расстрел шли. И про подлость читал, и про предательство. И про массу других вещей того же рода. Есть на войне не только героизм. Война это и впрямь трагедия, никто и не спорит. Как экстремальная ситуация оголяет она в человеке всё самое глубокое, и хорошее и плохое.
Говорить об этом можно долго и нудно, но расскажу-ка я вам лучше притчу. Представим себе героя бьющегося с гидрой. Гидра эта поела многих людей, а каких не поела, тех громогласно поесть обещала. И заваливает наш герой это чудище. Подвиг на лицо. Мертвый гад, вот он, спасенные люди, вон они. Но прошло время, и скальды уже напелись старых песен об этом подвиге. Захотелось им новых.
Одни стали петь баллады, что перед тем как с чудищем биться, ходил наш герой отлить в соседние кусты, и дескать в этом хождении и есть истинное лицо героя. Простой он человек, не волшебный, ходит по малой нужде, как и мы с вами. Вот о чем петь надо, а о сече с чудищем и так все знают уже. Другие стали петь о том, что герой он был тот ещё, любил кутить по кабакам и хватал пейзанок за зады, а перед битвой так нажрался элем, что блевал до утра. Почем они знают? Да как же перед встречей с такой страхолюдиной не напиться? Они, скальды, точно б напились. Так что вопрос решенный. Ещё одни стали говорить, что царь, который героя послал, сам был чудище ещё то, хорошие люди на таких царей работать не станут… Ну вы понимаете?.. Кое-кто вспомнил, что во время битвы стояли на холме в отдалении, какие то люди, и в конце битвы, они даже кидались в гидру грязью и палками. Стали поговаривать, что на самом деле одна из этих палок гада и зашибла. Неа, ребята с холма скальду не платили, просто не упоминать этих ребят, значит неправду петь. Ну а последние стали вообще говорить о том, что витязь первый начал. Жила эта гидра на болоте, никого, сверх нужного для поддержания жизнедеятельности, не ела. А парень сам к ней пришёл, и подло убил. А у ней, между прочем, змеёныши маленькие остались! Потом все эти песни собрали в большую книгу. Книга назвалась «Развенчание мифа». Только какое ж это развенчание, и где же тут миф. Когда вот убитое чудище с мечём героя в башке, а вон спасенные люди. А мифом эта история станет, только когда забудут, что там было к чему.
Суть притчи понятна?

RSS feed | Trackback URI

2 комментариев »

Комментарий by Alien D`Evil
2005-05-07 03:43:40

Ээээ… не притча сиё есть, а жуткая правда жизни.
Надо было ещё тогда всех разгильдяев под суд. А нет. Выжили самовольные капитаны, дезертиры и тыловики. Подружились со спекулянтами и позже вместе напечатали новую историю. Такую новую, что новые сказки отдыхают в уголке нервно приму жуя.
И чем дальше в лес, тем притча налицо. Вижу вокруг себя это. Старики мрут, молодёж ничего не знает, даже язык забывать начинает. А в соседнем государстве – гидре ставят памятник и деток её по головке гладят и шлемы даром раздают. С символом солнца древних атцтеков. Красота! Одна проблема, героев заранее всех вырубили от рождения. И только потом старую кладку в инкубатор и под усиленное питание.

 
Комментарий by Repey
2005-05-10 13:27:17

Эхххх, Кузьмичёв, будь я президентом, точно поставил бы тебя большим начальником над культурой. И в том числе и над телевидением. С правом самолично карать всю вражескую сволочь вплоть до летального исхода (с останкинской телебашни). Думаю, толк был бы…