Личный блог Д. А. Кузьмичёва

Март 4, 2019

Лучший СХ

Filed under: В ночное,Игрища,Польза — Д. А. Кузьмичёв @ 9:52 пп

Когда я совсем недавно составлял список своих любимых СХ, я там на глазок прикидывал кто может случится на втором месте, на четвертом… Но кто ж знал что подвинется первое место?
Когда я писал о херовых тенденциях в СХ, я потом собирался написать ещё один текст, о том что нужно сделать что бы получить хорошую игру. Но кто ж знал что мне все это просто покажут.
Когда я смотрел трейлер FAR: Lone Sails он мне не приглянулся. Кто ж знал-то!..

Нет я все понимаю, СХ жанр сугубо индивидуальный, все на ощущениях, на настроении, на ассоциациях. Но я всерьез считаю “Одинокие паруса” ЛУЧШИМ что мне попадалось до этого дня в жанре!
Я понимаю что глупо хлопать финальным титрам игры, ведь по сути ты хлопаешь своему монитору. Но сегодня я хлопал финальным титрам игры.

Давайте-ка как всерьёзные, взрослые обзорщики проставим баллы всем элементам этой игры.
1) Сюжет. 5 из 5.
Я намеревался написать текст, как уныло когда нам в СХ дают сюжет либо в лоб заунывной длинной текстовкой, либо заумью и намеками из которых и сами авторы не знают как собрать внятную историю.
Я хотел написать что сюжет в СХ надо давать видами и намеками, не мутными но и не прямыми. Зритель-игрок должен сам разглядеть их и разгадать, почувствовав себя умным и тонко чувствующим.) В СХ в целом, играют не пробегайлы и не идиоты. Они рассмотрят, лишь бы вы толково подали свои намеки.
Именно это FAR и сделал. Стоит быть минимально внимательным и история мира откроется перед вами, не в лоб не прописными буквами, может не вся. Но сюжет игры не оставит вас в недоумении.
2) Атмосфера. 5 из 5
Атмосфера в СХ это грамотное сочетании уюта и дискомфорта. Грусти и спокойствия. Она не должна не бесить, не оставлять равнодушным. Атмосфера в СХ, – это баланс.
Угадайте кто справился?
Когда вокруг бескрайняя и ночь, а в крышу твоего железного дома на колесах стучит смертоносный град, а ты развесил везде фонарики и не кинул в топку цветок в горшке и плюшевого медведя… Когда мир безлюден, но чайки и овцебыки среди руин, намекают тебе, что он все ещё не безжизнен (а так же не собран разрабами на отбеись)  и надежда есть. Черт, да что же ещё тебе нужно-то от игровой атмосферы? Мне, вот ничего больше и не надо. Разве что связать это все с геймплеем, чтоб я чувствовал себя не только зрителем, а ещё и игроком.
3) Геймплей. 5 из 5.
Та СХ слишком не интерактива. А та, ломает строй впечатлений то скримером, то занудной головоломкой.
В FAR есть и элементы выживалок и головоломки. Но только все это не для того что бы создать обязательный геймплей или перекрыть проигравшим путь дальше по игре. Нет. Если вы уж не совсем дебил, вы в игре не встанете не в одну затыку. Да и умереть будет сложно. Я погиб всего один раз, в конце, да и то, только потому что внезапно расслабился и чет затупил.
Головоломно-выживальная часть игры служит, в первую очередь, вовлечению вас в текущее приключение. Сделать так что заботы и путешествие маленького прямоугольного человечка, стали вашими заботами и путешествием. Баланс здесь соблюден безупречно! И раз уж мы заговорили о балансе переходим к следующему пункту.
4)Длинна. 5 из 5.
Сколько раз я видел СХ которые короче чем стоило. Ты только погрузился в фантасмагорический мир игры, только попал в её ритм, а разрабы тебе такие: “Ко-нец! Кто слушал молодец! Спасибо фор плеинг!”
Сколько раз я видел СХ которые как тот гость, который прощается, но не уходит. И ты такой жмешь кнопку W, “кончайся уже игра! Я все посмотрел, все прочел, все перещупал! Выпусти меня!”
Здесь не так. Борьба за живучесть, подвижность и собственно, продвижение вашей колымаги, не успевают наскучить и превратится в рутину. Сюжет не повторяется, не скатывается в филлеры, и сохраняют свежесть ветра и новые открытия за каждым поворотом, несмотря на отсутствие на вашем пути поворотов.
Всего ровно столько сколько надо, хотя, как у всего хорошего, конечно, хотелось бы ещё чуточку.
5) Арт. 5 из 5.
Основной арт в СХ это пейзажи. И они здесь что надо! Окружающая кин-дза-дза, великолепный, чуть ретрофутуристичный образ покинутого людьми мира. Детали не дробят, но и не создают ощущения пустоты и процедурной генерации. Они говорят с нами (см. пункты 1 и 2)
Основная проблема арта в СХ это ненужная вычурность. Бело-черно-красноораньжевый арт игры моно было бы счесть очередным эстетским выебоном, но вот только он подчинен геймплею. Беги по серому, обращай внимание на красное. Есть и прочие цвета, но ненавязчиво и не нарочито.
Пейзажам веришь, нужные для геймплея детали не теряешь.
6) Музыка. 5 из 5.
Много ли надо от музыки в СХ? Нужно чтоб пианинно-гитарно-смычковое треньканье, не раздражало.
Здесь она не раздражает, задает настроение и сваливает в туман когда не до неё. Атмосферно и ненавязчиво.
7) Концовка. 5 из 5.
Не секрет, что концовки чуть ли не основная проблема СХ. “Все умерли” это прям какая-то навязчивая идея даже у лучших авторов в жанре.
Не стану спойлерить концовку FARа (может и там все умерли, а может и нет)).
Сообщу лишь что концовочка эта светлая, безобломная и поданная изящн, всем бы так.
Идите к ней смело.

В заключение надо же сказать на что похоже и про минусы. Мы ж тут обзорщиков из себя корчим.)
Больше всего похоже пожалуй на Инсайд и Джорней. Но и на то и на то, довольно условно.
Помните как Абзу оставляло ощущение что все происходит в мире Джорней, только, ну например, на другом материке? Так вот, похоже материков было три.
Чернобелая линейность это конечно Инсайд. Хотя расстояние между Инсайдом и FARом, как между Лимбо и Инсайдом. Или даже больше.
Герой абстрактен и безлик. Он функция и курсор, но при этом вы за него переживаете как за самого себя. Такова особенность безликих героев в дождевиках. То же Джорней или Литл Найтмаре. Так и надо.
Минусы. Хм… Для такой безобломной игры, мне трудно будет их найти. Ну пожалуй чуть меленько все происходящее, даже для моего немеленького монитора. Но это продолжение достоинств, ибо показывает просторы происходящего, которые изрядная доля атмосферы.
В остальном все просто отлично. Я даже не могу вспомнить когда было так что бы игра проходилась на одном дыхании, без того что бы простить ей здесь то, а там это.
Нет я все понимаю, СХ жанр сугубо индивидуальный, все на ощущениях, на настроении, на ассоциациях. Но FAR: Lone Sails я могу смело рекомендовать любому любителю путешествовать по волшебным игровым мирам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

RSS feed

11 комментариев »

Комментарий by Morbid
2019-03-04 22:14:56

Вот не могу привыкнуть, что СХ может значить что-то кроме Сайлент Хила. Приходится всёё время себя поправлять.

 
Комментарий by Васян
2019-03-04 22:22:42

> Хотя расстояние между Инсайдом и FARом, как между Лимбо и Инсайдом.

Йо, пайнтер, а брэйна добавить оригинальные название вместо уродливого транскрибирования тебе не хватило? Или у тебя переключение раскладки платное? Потому что те кто в теме, они и без твоего обзора давно сыграли, а желающие приобщиться к жанру вообще нихрена из этих букв не поняли.

 
Комментарий by Аноним
2019-03-04 22:51:09

Могу ещё из чистых СХ порекомендовать ещё и вот это – https://store.steampowered.com/app/265690/
вкратце там, путешествие по заброшенному мегагороду который похоже размером с планету. Оно ещё и бесплатное до кучи.

Или вот – https://store.steampowered.com/app/514900/ киберпанк, в главной роли Рутгер Хауэр, есть небольшие элементы квеста.

И не совсем СХ, а скорей даже почти экшен – https://store.steampowered.com/app/435530/ но местная история, атмосфера некоторых городов, оно по моему стоит того что бы попробовать.

 
Комментарий by Devire
2019-03-04 22:59:29

О, я тоже поначалу подумал: СХ – это Сайлент Хилл что ли?

 
Комментарий by moder
2019-03-04 23:02:48

Вот уж не думал, что тебе зайдёт. Тут же техноген в чистом виде…

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2019-03-04 23:44:44

>Вот не могу привыкнуть, что СХ может значить что-то кроме Сайлент Хила. Приходится всёё время себя поправлять.

Но ты ведь знаешь на что поправляь?)

>Йо, пайнтер, а брэйна добавить оригинальные название вместо уродливого транскрибирования тебе не хватило? Или у тебя переключение раскладки платное?

Перезадай запрос вежливо и я над ним, возможно, подумаю. А так я могу тебя совершенно бесплатно нахуй послать. Нужно?

>Вот уж не думал, что тебе зайдёт. Тут же техноген в чистом виде…

Тут постапок.)

 
Комментарий by Аноним
2019-03-05 00:34:39

ладно, продал, пройду на ютубе.

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2019-03-05 00:38:28

>пройду на ютубе.
не из того что следует тупо наблюдать.

 
Комментарий by Nitrat
2019-03-05 12:12:41

Сходил – прошел.
Отлично!
Спасибо за наводку!

 
Комментарий by Heimdall
2019-03-05 15:26:35

Дань, а ты играл в Monument Valley?

 
Комментарий by Kaze Koichi
2019-03-06 09:43:39

> Вот не могу привыкнуть, что СХ может значить что-то кроме Сайлент Хила.

Лучший СХ – второй.