Я люблю смотреть канал “Спас”.
Это такой телеканал где представители церкви под унылую меланхоличную музыку на фоне набора слайдов “архитектура и природа Золотого Кольца” убедительно убеждают нас, что проблематика поднимаемая православием, сугубо внутренняя, субкультурная и к жизни граждан в стране отношения не имеет.
Ну то есть они может чего-то другое донести пытаются, но выходит это. Все их программы, передачи, “ток шоу” посвящены не тому, что церковь может дать обществу, а тому, что общество должно дать церкви. Потому что церковь и все с ней связанное особенные-приособенные, по всем их внутренним правилам.
Я смотрю телеканал “Спас” потому что это очень обстоятельный атеистический телеканал. Я человек тренированный, но я понимаю, что у тех кто послабей духом, он вызовет широкий спектр эмоций от уныния до скуки. Я уверен, что демонстрация на школьных уроках слова божьего передач этого телеканала, повысит количество выпускников-атеистов до 200-250%.
Но даже такой заскорузлый, закостенелый и зацикленный на самолюбовании институт как РПЦ начинает понимать, что пора окучивать молодежь.
Чтож, нам с самого начала должно быть понятно, что из этого выйдет. Но все же, давайте взглянем воочию.
Итак было принято решение по молодежи. Что там у ней сейчас модно? Комиксы (рэп, пузыри из жвачки и кепки козырьком назад)? Давайте комиксы.
Но конечно без этого богопративного и бездуховного названия.
Пособие для молодежи в иллюстрациях «Техника духовной безопасности», приуроченное к пятилетию Выборгской епархии, представлено 22 марта на пресс-конференции в Доме дружбы. По итогам конференции тираж будет увеличен в 3 раза, издание презентуют на «Микрокомиконе»
Председатель отдела Выборгской епархии по делам молодежи протоиерей Артемий Литвинов, автор текста и раскадровки пособия, рассказал, что оно содержит истории и примеры, говорящие, как поступать и чего избегать в церковной среде: «В свет впервые вышло такое пособие. Оно издано по благословению Преосвященнейшего Игнатия. – отметил о.Артемий. – Принято решение называть наше пособие именно иллюстрированным пособием для молодежи. Чтобы нас не сравнивали с комиксами так активно, отмечу, что еще в 2012 году была выпущена иллюстрированная Конституация РФ, которую комиксом никто не назвал».
Не называл, потому что Иллюстрированная Конституция, и не была комиксом. Она была иллюстрированной, мать её, конституцией.
Я понимаю что уважаемому протоиерею горько и больно признавать что дело рук его именно комикс. Скверненький, но комикс. Но надо иметь духовное мужество!
Но обовсем по порядку.
Итак в рамках окормления юной паствы епархия наняла двух юных комиксистов. Эксюзмуа, двух иллюстративных пособников молодежи.
Ивана Андреева и Елизавету Фролову и они сделали то что сделали.
Это пособие невозможно одним куском накопать в сети. Выборгская Епархия только только узнало о комиксах. Про интернет им расскажут как нибудь потом. А пока они планируют распространять свою агитацию допечатывая тираж по тыщенке. Так что до Микрокона прийдется довольствоватся скринами из новостей.
Что же представляет из себя Техника Духовной Безопасности (для краткости обзаведшаяся звучной аббревиатурой ТДБ) по трем параметрам, целям, содержанию и исполнению?
Давайте взглянем начиная с целей. Они разумеется благие, но предельно унылые. Рассказать молодежи как одеваться что бы ходить по церквям.
Всё в рамках задач уровня телеканала “Спас”. Вот допустим молодежь уже очень-очень захотела зайти в церковь (Ну это же церковь! Кто же из молодежи не хочет в ней зайти?) и какие есть подводные камни? Какой нужен фешен? Лайфхаки? Нет Серьезно. Лайфхаки.
Ну вот вам Лайфхак на ваш “Лайфхак”. Если церковь это “не зона запретов и страхов”, но придя в храм вы столкнулись с агрессивным “непониманием”, то похоже вы не в церкви, или как говорится “одно из двух”.
Ладно, задачи издания понятны. Как они преподнесены сюжетно? Неужто такими вот кирпичами комиксансовского текста?
Нет. Чуть получше. Чуть-чуть.
Представители классической питерской молодежи, чешут по не слишком застроенной части Питера. И, с “непринужденностью” вызванных к доске двоечников, беседуют о кинематографе.
Из их речи мы узнаем что “Матрица” это хорор, а вот “движение в верх” это надо обязательно идти уже скачено с торрентов.
Могу предложить ещё один вариант диалога.
-Давай пойдем ко мне, послушаем тяжелый метал, поиграем в дум-2 и займемся незащищенным петингом.
-Ууу, это страшно! Лучше давай послушаем Бурановских бабушек и помолимся.
Молодежь она вот такая же. Да.
Дорога ведёт наших отроков, разумеется, к храму. Конечно же не потому что молодежь “ищет бога” или ещё чё такое. А потому что мама сказала поставить свечку за бабушку. То есть даже попы понимают, что все что может “завлечь” молодых в церковь, это религиозные представительницы старшего поколения, требующие выполнения обрядовости.
Нет на последнем кадре это у нас не парень “сердцем почувствовал” что ща церковь понадобится. Это у нас классический проеб с расстановкой баллонов.
Впрочем техники я коснусь в последнюю очередь.
Итак герои подходят к церкви. “Не зона запретов и страхов” выглядит как срубленный из дерева Дарт Вейдер.
Ракурс снизу и махина фасада дают нужное настроение. Будь ещё питерский денёк менее солнечным, и картина была бы завершена!
Страх девушки в целом понятен. Парень утешает её очередным проебаным баллоном.
Предчувствия их не обманули.
Неизвестно отлюлила ли их бдительная старушка. Видимо рывком, события переносятся в наши дни. Промежуточных страниц я тут, увы, не нашел.
Само помещение класса искажается не перенеся произошедшего! Разбегаются по потолку лампы, разъезжаются проспектом парты. Даже паркет при появлении этой мрачной фигуры обретает иконописную “перспективу” как бы шарахаясь к стенке!
На урок в класс приходит поп. Его зовут Константин (ну вы поняли, не все Константины одинаково страшные)
Константин курильщика
На ногах у Константина моднючий адибас, что как бы, отдельным кадром, намекает, что перед нами не замшелый и костный, а продвинутый и молодежный служитель культа.
Выжившие в той церкви из “Вия” дети, уже традиционно проебывая расположение баллонов, рассказывают священнику свою трагическую историю (три грустных скобочки)
Константин опечален. Но он бы небыл попом, если бы не повернул все на рельсы необходимости религии в школах.
“Назовем это ТДБ” Оно и понятно не “уроками закона божьего” же это назвать. Те хоть опиумом были, эти, как метко пошутил пацанчик на второй странице, явно вытянут только на ДДТ.
-Ой простите куда я попал
-Добро пожаловать в реальный мир (три весёлых скобочки)
Да, детка, реальный мир он теперь такой.
Охват тем нового предмета наиважнючий.
Извините, ваше педагогическое преподобие, а мне тут одна бабка сказала, что нельзя заводить семью с черной кошкой 13 числа, если потерял крестик. Так ли это или это всего лишь социально-бытовая норма древности?
Дальше нас ждет притча о “рамках дозволенного”. История будет смешной. Что бы мы об этом не забывали есть даже специальный текстовый кирпичик “смешная история”.
Она о двух фифах из паствы о. Константина, которым он забыл рассказать что лезть полуголыми в волшебный мужской монастырь, это немножечко для другого жанра “пособий”.
Почему волшебный? Да потому, что только волшебные монастыри, да Китеж, не совпадают со своим отражением в водоемах.
Казалось бы рамки дозволенного нарушил монах, который совершенно неотличимо от старухи из Дарт Вейдера, нес знание о ТДБ при помощи пинка и криков “Вооооон!!!”
Благодаря чему две благочестивые дуры остались в полных непонятках о причинах произошедшей вспышки праведного гнева.
Но че-то дети поняли совсем иное.
“Ты бы до такого не дошла”? Что ж, люлей ты словила и без этого.
“Спасибо большое за такую смешную и наглядную историю, умный, прогрессивный и харизматичный о. Константин! Сегодня мы многое поняли!”
Итак, что же можно сказать в итоге про недокомикс ТДБ?
Для опытного зрителя “Спаса” он сюрпризом не стал. Очередная кривая агитка о внутренецерковных заебах.
Даже не о том “почему молодежь должна прийти в церковь”, а о том “в чем туда идти, если мама послала”.
Какова важность и интересность этих знаний для этой самой молодежи?
Нулевая, разумеется.
Как же попы пытаются её повысить?
Через жопу, что если верить Кураеву, традиция.
На попытки и рыбку съесть и модным-молодежным побыть, не взглянешь без испанского стыда.
Богаради, святыеотцы! Вы берёте комикс, но стесняетесь его назвать “комиксом”. Вместо этого предлагая, столь завлекательный для отроков и отроковиц, термин “пособие”. Или “пособие” это для начальства, а для отроковиц аббревиатурный логотип в псевдограффитческом стиле?
Вы пытаетесь заменить заунывную проповедь, комиксом. Но делаете его про заунывную проповедь, да ещё в школьном классе!
Вы пытаетесь показать молодежи, что вы не замшелые догматики. Но используете при этом такие тупые и кривые приемы, какие не выдумаешь и специально создавая карикатурный образ неумелых взрослых попыток продемонстрировать детям свою прогрессивность. Дети они конечно тупы. Но, блять, не настолько же!
Вы привлекаете молодых “художников”, но вместо прогрессивной цифры в действительно модных комиксных стилях, мы получаем мазню гуашью и флешбек цветными карандашиками.
Я обещал про технику исполнения в конце. И я выполняю обещание.
Впрочем любой кто имеет глаза подключенные к мозгу, уже увидел что техника исполнения “пособия” хреноватая. Что прекрасно считается с целями и сюжетом произведения.
Зачастую хероватые пропагандистские комиксы вытягивают графоном. Перед нами другой случай.
Обычно я не ругаю молодых художников. Мало ли чего, все ещё может отрасти. Но в данном случае я не уверен что хочу, что бы Иван и Елизавета продолжали.
Все мы выполняли пакостные заказы кривыми руками, когда “были молоды и нам были нужны деньги”. Но и границы были.
А если Иван и Елизавета, не просто два молодежных чучелка, которых наняли за мелкий прайс (Не сомневаюсь что мелкий. Жадность это неотъемлемая примета церкви как работодателя!) и за неимением других кадров. Если они идейные. То и того меньше охоты видеть их за рамками второго выпуска этого “не комикса”.
Вы же получили свои золоченые грамоты? Уходите, пожалуйста.
Уходите и уносите с собой своих заказчиков попов, свою грязненькую гуашку, своих кривеньких человечков, свои текстовые баллоны хаоса набранные позорным шрифтом.
Свой не комикс.