Попы отдельно, куличи отдельно.
Вы знаете меня как атеиста, и даже как убежденного антиклерикала. Таковы мои взрослые продуманные убеждения.
Но и в нашей семье и так религиозного было не много. Я помню только иконки которые брат чеканил для бабушки, мой алюминиевый нательный крестик на верёвочке, валявшийся где-то в серванте, историю о том что дедушка коммунист, венчался с бабушкой, потому что бабушке очень хотелось венчания.
И пасху.
Пасха начиналась с того, что, самым ранним утром, моя тетушка ездила в церковь, святить всякую съесную дребедень, куличи, яйца и даже яблоки. Потом привозила нам долю от этого. Этим надо было начать завтрак. Таков был ритуал.
Но в плане куличей мы и сами были неплохи. У нас имелась целая толпа разнокалиберных консервных банок, от совсем крохотных, до здоровых. Это были наши формы для куличей. Мы прокладывали стенки изнутри промасленной калькой, которой в нашем чертёжно-рисовальном доме всегда было в достатке. Потом заваливали туда тесто, пекли, вытягивали кулич за края кальки. Глазурь опять же, с подтеками как на свечке, или у Билибина на картинках.
Сами куличи я любил так себе. Суховаты, разве что маслом мазать. Самое вкусное на них было сахарная глазурь, украшенная цветным, пятнающим радужным сахар, пшеном. Я старательно ел так, чтоб глазури хватало на максимально большой кусок кулича. Но все равно оставалось донышко.
Яйца красили реже, в основном, лениво, варя в луковой шелухе, разве что налепив на неё что нибудь или обмотав ниткой. Яйца прокрашивались до белка.
В пасху я спускался со своего этажа, исключительно пешком. Из многих квартир пахло сдобой. Вместе с весенней погодкой это создавало восхитительную, действительно праздничную атмосферу.
Был ли это для меня религиозный праздник?
Нет.
Это был традиционный семейный праздник. Мы никогда не говорили в этот день о каком-то боге или о значении этого праздника. А если я и слышал что-то про то что “Иисус воскрес” то религиозного в этом было не больше чем в “спасибо” или даже “с новым годом!”
Наверное так празднуют свои праздники какие нибудь синтоисты с их кучами бытовых богов.
Праздник этот, как бабушкино венчание, был праздником матрон нашего клана. Как только ушли старшие женщины, ушел и праздник.
На нынешние повсеместные “иисусвоскрее”, попов в новостях, и прочие приметы “возражения пасхальной духовности”, мне плевать. Они все ни одной ниткой памяти не связаны с правильной пасхой из моего детства.
С тех пор как попы расползлись из своих темных пыльных храмчиков, по всей стране, с тех пор как религия перестала быть практически безопасным, и даже в чем-то милым и забавным, атавизмом, все эти религиозные приблуды меня только раздражают, словно принудительно всплывающая реклама ненужной мне хуйни.
Теперь в этот день, я спускаюсь на улицу в лифте. Смысла идти по лестнице больше нет.
Куличи никто в подъезде больше не печёт. Зачем? Есть же покупные.
Мы в семье сами печём, с изюмом, специями и т.п. Покупная разве что глазурь, но когда её в прошлом году опоздали купить – я и сам замутил как подобает, из белков и сахарной пудры, и вышло зашибенски, лучше магазинной. И тоже как-то не ради религии: просто это хорошая, годная традиция, как семейная так и национальная. Которую сейчас, как и подобает, монополизировали и обратили в очередную дойную корову для капитала, прикрывающегося парчовой ширмочкой духовности.
Американцы-традиционалисты, ещё помнящие времена когда была жива настоящая Американская Мечта (а не нынешнее нигролесбопедерастическое пугало надуманного “ВсеобщегоРавенства”), подозреваю, так же сетуют на коммерциализацию Рождества и Дня Благодарения – и то, что начинку для индейки больше не мутят сами из сухарей и орехов, а продают в магазинах в пакетах.
>”подозреваю”
– Не подозревай. Так и есть. Движуха мощная и массовая, просто не крикливая. Организуют себя по интернетам, бложикам и форумам. В СМИ о них бывает, только когда их интервьюируют. а тогда они безо всякого напора и апломба объясняют что и как. Сами всё готовят на день благодарения, а на рождество ничего не покупают, а если что и дарят друг другу, то просто собственные поделки, как правило, просто открытки. Они не ПГМнутые, просто умеренные почвенники.
Как метко сказал мой батя: “Пасха- это день, когда я ем кулич и крашеные яйца” XD
У нас в семье Пасха всегда растягивается на несколько дней. Сколько себя помню, куличи всегда пекли в пятницу, максимум в субботу. Половину съедаем сразу, до Пасхи доживает максимум четверть. В разные годы пытались покупать глазурь, делать самостоятельно, с крашеным пшеном, с лимонной цедрой, с камими-то магазинными украшательствами. В итоге сошлись на том, что чем меньше глазури, тем лучше, лучше даже вообще без неё. Аналогично яйца лучше всего оказалось лениво варить в шелухе, завернув в капроновый чулок вместе с листочком, детям, которые приходят христосоваться, нравится.
Жаль, в России нет традиции празднования хеллоуина, всё-таки раздавать детям сладости интересней, если они в костюмах.
никогда не понимал куличи. Зачем терпеть эту сухость? даже батон и то съедобней в сто раз
А мы всегда сами пекли и печем. Моя матушка с кучей консервных банок и яичными белками делает всё сама, раньше с добавлением изюма, теперь скорее с цукатами и изюмом, и получается восхитительное и совершенно не сухое кушанье, по сравнению с которым любые чужие и особенно покупные негритянские пасочки я считал и считаю абсолютным дерьмом. Единственное – белая шапка может осыпаться, когда отрезаешь. Раньше я именно ее любил, а теперь состарился как-то, предпочитаю тесто с цукатами. Яйца просто луком красим, и то не всегда. А Христос воскрес заменяет в этот день “Доброе утро”, вот и все. Отвечаю по настроению, можно что-то вроде “Возможно, и воскрес”.