Ретрофутуристическая мораль.
Обсуждение дурацкой старой картинки по Булычеву, подняло интересную тему обсуждения.
Видите ли, даже ещё до того как двинутся ёбу, Булычев был, как футуролог, полное говно. Ну ему в принципе и не надо было. Во первых он пробавлялся “детским ” НФ, а детям тонкости пофиг. А во-вторых, в “Приключениях Алисы”, наличествовать некая сатирическая параллель с нашим временем. Которая в постперестроечных произведениях стала хорошим таким гвоздем соточкой в крышку гроба булычевского писательского таланта.
Ещё до того как вернуть на Землю будущего сраный капитализм, деньги и прочую мразоту, Булычев:
1) Просто чудовищно путался в показаниях, повсеместно. Например Алиса то оскорблялась тому что кто-то “обвинял” её в игре в куклы, то имела их огромную коллекцию. Пираты меняли свой вид в угоду каждому новому вышедшему мульту или фильму. и т.д.
2) Техника являла из себя чудовищные примеры “ретрофутуризма”. За нужными чертежами надо было пиздехать через полпланеты на флаере. А мониторы были слишком маленькими и стационарными, так что карту выводить на них было мелко, и надо было брать бумажную. Вряд ли автор делал здесь иронию. Жизнь показала что ему слабо.
Потом он ударился в антисоветчину и понеслось!
Например в совершенно бездарном, графоманском и убогом произведении “Сыщик Алиса”, где диалоги написаны чисто продемонстрировать тупость героев, спонтанность их решений и “выводов”, а так же полную исписанность и скурвленность автора, где главный “коп” Милорад, разговаривает с Алисой как пират-педофил под наркотой, мы можем найти такие вот “сообразные эпохе” фразы:
“Алиса добралась до Звенигорода за несколько минут. Эти места зовутся Подмосковной Швейцарией, потому что с высоких берегов Москвы-реки открываются чудесные виды. Сосновые боры нависают над высокими обрывами, а сама речка то разливается по плоским зеленым лугам, то ускоряет свой тихий бег, сжатая заборами гигантских дач, которые здесь строили диктаторы, потом палачи, потом богачи, а теперь в них вольно раскинулись детские садики.”
” — Сначала кто-то хочет нас запугать, а потом завоюет.
— И ты в это веришь? — спросил робот и даже присвистнул. — Я-то думал, что вы, русские, уже перестали все свои неудачи сваливать на шпионов и вредителей.
— Я оценила твою шутку, Поля, — сказала Алиса,”
Или вот. Вход на ВДНХ будущего, по мнению уже Мигунова.
Ну не прелесть ли?
Но я отвлекся.
И до полного еба Булычев как фантаст, с неба звезд не хватал, извините за каламбур.
Но ему удалось главное. Создать мир в чем-то сатирический, в чем то нарочито детсадовский, в чем-то оправданный скидкой на другие, менее развитые чем Земля, планеты. Но все же мир в котором люди были лучше, чем сейчас.
Человеческое общество все же развилось. Люди были добрее, ответственнее, милее и проще. Чем и очаровывали (до “капиталистической” Алисы, разумеется).
При этом:
3) Булычев, естественно не пытался развить общество дальше этих незатейливых шаблонов.
Ну понятно, что не была модифицированна речь. И более опытные и “серьёзные” фантасты за такое не берутся.
Но и культура с моралью не развилась.
Например отношение к женщинам корябает мне восприятие, даже не по уровню закидонов этого милениума. А просто по уровню советского общества. Не смотря на наличие акшен героини женского пола, дуры бабы, место которых на кухне, сквозят в каждом втором упоминании баб.
Или вот. Когда я грешил на “Алиса знает что делать”, а именно на отношения отцы-дети, по которым мультяшная Алиса-засранка, напрашивалась на ремня по жопе в межгалактических масштабах, через каждый кадр, я просто подзабыл, что чуть не каждая книга Булычева начинается со снисходительной триады героини о том какие взрослые тупые и ограниченные. Иронично в разрезе НФ, да. Но…
Ну и про кривоватое место роботов в обществе будущего, мне тоже есть что сказать. Но я пожалуй, остановлюсь, ибо “это же детская книжка”.
Но на ряду с языком и социальными отношениями, есть ещё тупо мораль.
Это, в целом, не слишком заметный, по началу, момент. Но начав рисовать “непристойные” иллюстрации, начинаешь замечать что Булычев, особенно под конец, начал выписывать тут лихие виражи, касаясь “этих” тем, тогда когда их можно и нужно было обойти вниманием.
Но тут пожалуй нам надо немного отойти от авторских трактовок Булычева, что бы обрести простор для мысли и не впасть в грех СПГС!
Так что мы сделаем вид что не заметили двух жен инспектора Милорада, которых он с пристрастием допрашивает в койке. Или уроков которые старшие рабыни дали Заури, на тему как можно удовлетворить хозяина не только и не столько вылизыванием его ботинок…
На все это, и на многую ересь позднего Кира, надо будет закрыть глаза, дабы признать, что отношение к наготе и сексу почти не поменялись “в прекрасном далеко”. Люди все ещё стесняются бегать голыми, особенно перед представителями противоположного пола 9у них там всего два гендера)), дети все ещё задают неудобные вопросы родителям, родители все ещё врут про аистов и капусту.
Собственно с этого и началось обсуждение “явление отроку Алисе голого зелёного мужика”.
Люди перетирали (о, прекрасные отстраненные темы обсуждения, далекие от ужасов реальности) почему Алиса не прихуела от голого дядьки.
Я следил за обсуждением со снисходительной улыбкой. Ведь я-то знал, что дело вовсе не в том, что Алиса девочка из будущего. Не в том что в столкновении со многими иными цивилизациями, какие-то отношения людей поменялись.
На мой взгляд все было куда как проще.
Алиса, по сути, юнат.
А даже в наше, не ксенозоологическое, время среднестатистический юнат видал и не такое. Он отлично знает “что это за штуки” и “во что играют эти зверюшки”.
А теперь прикиньте чего могла насмотреться дочь директора космозоо.)
Представьте и спокойной ночи вам.)
Например отношение к женщинам корябает мне восприятие, “даже не по уровню закидонов этого милениума. А просто по уровню советского общества. Не смотря на наличие акшен героини женского пола, дуры бабы, место которых на кухне, сквозят в каждом втором упоминании баб”.- эм что то не припоминаю, если быбы не НПС с тремя репликами из забитых планет где жосткий патриархат, то вполне себе обычные.Даже героические- Полина Метелкина, хозяйка ГАЙ-ДО, даже злодейки вроде вполне себе в рамках злодеистоисти стервозны но не дуры).Хотя эт может в позднем, который я просто перестал читать когда охерел от дерьма в которое перековался автор в 90х.
Говорят что Конан Дойл ненавидел Шерлока, за то что тот “погубил” его писательскую карьеру. Возможно что-то похожее случилось и с Алисой. Потому что годных произведений у него хватает, помимо алисианского цикла.
А еще в “Острове ржавого генерала” (и кажется, еще где-то) у него есть намеки на глобальную войну в прошлом. И вот если смотреть на все происходящее как на постапок, только цивилизованный постапок, без пустынь и рейдеров, с оправившимися кое-как послевоенными странами, то все становится почти на свои места. )
>у него есть намеки на глобальную войну в прошлом.
Я слышал несколько забавных теорий, на эту тему. Но в самих произведениях этого нету.
>”прикиньте чего могла насмотреться дочь директора космозоо”
– Ты гений! Логичнейшее объяснение.
Ага. А в “Войне с лилипутами” (Кажется там) Алиса напоминает папе про то, как он долго сидел в каком-то гнезде, дабы выяснить, ка размножаются местные орлы
А с “Гусляром” ещё печальнее вышло (((
Положительный персонаж Усама Бен Ладен… потому что “нормальный мужик”
>”прикиньте чего могла насмотреться дочь директора космозоо”
Балующуюся миелофоном дочь директора Космозо. После всего того, что она могла вычитать в головах парней, голый мужик – банальщина.
Как человек ходивший в школе в настоящий живой уголок, могу слегка опровергнуть.
Да. Определенные знания это добавляет. Но в “этом” плане мы ничем не отличались от обычных детей. Ибо было четкое различие между зверушками и людЯми.
А так – “что куда и зачем” знал любой ребенок общавшийся со сверстниками.
С куклами – более менее понятно. Девочка любит кукол. Собирает их. Модет даже играет, когда никто не видит. Но когда ей этим “тычут в нос” нервничает и злится (термина батхЁрт тогда не было). У Барто же было про то, что девочку не хотели председателем отряда выбирать потому что “шьёт для кукол”.
>А мониторы были слишком маленькими и стационарными, так что карту выводить на них было мелко, и надо было брать бумажную.
Хотя было и такое:
на ладонь старику Павлу выпала черная штука, похожая на портсигар.
– Почитаем газетку, – сказал старик.
Шар взвился в воздух и отправился искать других читателей.
Коля искоса поглядывал на старика, который нажал какую-то кнопку сбоку портсигара, портсигар превратился в разноцветный экран, и по нему побежали различные кадры. Коле неудобно было заглядывать сбоку, он только услышал, как мелодичный женский голос произнес:
«…Фестиваль на Луне обещает быть самым интересным зрелищем этого года… Началась дискуссия в ООН…»
Да, противоречить сам себе покойник любил. Мне еще в школьные годы особо запомнилось, что в “Девочке, с которой ничего не случится” она говорит “я думала, это гномы из сказок”, в “Девочке с ЗЕмли” емнис очень сильно возмущается и в сказки не верит, а потом пошел “Заповедник сказок”, где All myths are true. И такого еще полно на самом деле, даже в ранних вещах.
На самом деле это говорит нам о том, что делать большие циклы было свыше его сил. Короткие рассказы получались ничего – пока он не пытался их связать…
Ну и да, исписался он, пожалуй, еще до 90х (“Подземелье ведьм” это писецЪ), так что и скатывание в УГ оказалось вполне логично.
>А так – “что куда и зачем” знал любой ребенок общавшийся со сверстниками.
Вспоминая свои “знания”, кажется мне, было бы забавно, собрать все детские мифы о сексе в кучу.
Например, до некоторого возраста я считал, что писька имеет такую форму для того, чтобы было удобно её держать, когда писаешь. Поэтому девочки вызывали большое недоумение своим несовершенством.
А ещё как-то друган рассказал про секс-киллера. Во время секса он писал в вагину, отчего женщина впоследствии умирала!
Кстати про карты, не знаю, что там у Булычева, но сегодня, например, когда выходят в море в малознакомых районах, всегда берут с собой бумажную карту, хотя гпс у всех есть в телефоне + на самой лодке. Потому что внезапная гроза может пустить по пизде всю твою электронику, которую не успел спрятать в духовку, например. Или севшие аккумуляторы. Или рукожопство. Или неправильно загруженные карты.
- Удалось представить космозоо… даже этого уже хватило. Бедная Алиса :(
> – Удалось представить космозоо… даже этого уже хватило. Бедная Алиса :(
Почему же бедная? Всё зависит от подхода.
Некоторые фанфиковаятели эту тему достаточно успешно используют
> Д. А. Кузьмичёв
> Я слышал несколько забавных теорий, на эту тему.
Я знаю только одну~
> Alephtin
> дабы выяснить, ка размножаются местные орлы
Ну дык размножение – это же не только сну-сну, но и множество событий до и после, причём даже //гораздо// более после.
> Zangasta
> Балующуюся миелофоном дочь директора Космозо.
В целом логично, однако, сколь я помню, миелофон основан на каких-то разумных или полуразумных кристаллах, которые, по идее, могут анализировать мышление других существ и при необходимости не только передавать информацию, но и цензурировать её. Догадки, конечно, но вроде бы ничему не противоречат.
> Mike
> в “Девочке, с которой ничего не случится”
Я так понимаю, это название навроде “В финале Джон умрёт”? =)
Ну что поделать, Булычев был типичным конъюктурщиком. Пока был Сююз, писал книги про “прекрасное коммунистическое Будущее”.
При этом видать сам не веря в то, что писал.
Я помню читал некоторые его “рассказы о Будущем”, и ходульность некоторых меня попросту поражала.
Например, был какой-то рассказ “Важное совещание” или как его там. Короче, там было про то, как разным отважным исследователям космоса пришлось СРОЧНО бросить их важные дела, среди которых было освоение неизвестной планеты, спасение какого-то космо-зверя, шпионаж в тылу врага и т.д., и мчаться на какое-то супер-дупер важное совещание.
А совещание было по поводу НЕДОСТАЧИ КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ, из-за чего надо было провести внеплановую бухгалтерскую ревизию или что-то типа.
Вот что это было? Такая “сатира”?
Типа, стеб над тупорылой системой, которая трясется над каждой украденной скрепкой? Пардоньте, но в наше время, когда воруются миллиарды и никого это не заботит, подобная “сатира” выглядит уебищно.
И так было обязательно впихивать этот дурацкий рассказ в сеттинг “Светлого Будущего”?
Зато вот поздний Булычев – это кажись НАСТОЯЩИЙ Булычев.
Отпала нужда маскировать свою гавнюшность, вот и принялся творить то, что всегда хотел. Цикл рассказов про российский быдло Мухосранск- “Новый Гусляр”- отличное тому подтверждение.