Личный блог Д. А. Кузьмичёва

Апрель 3, 2019

Не тайна Третьей планеты.

Filed under: Польза — Д. А. Кузьмичёв @ 1:56 дп

Сегодня я хочу поговорить об советских фантастических иллюстрациях.
Но поскольку тема широченная, я придумал способ как поговорить о них не растекаясь половодьем по заливным лугам, и даже сделав, при этом, тему ещё чуточку интересней.
Я собираюсь поговорить о советской фантастической иллюстрации в связи с мультфильмом “Тайна третьей планеты”.)
Говорят мульт мог ставить сам Мигунов, но не склалось. Глядя на это сейчас можно скорее порадоваться этому. Да, мы потеряли анимированную мигуновскую Алису (сложно представить какой бы культовой вышла вещь, когда мигуновские чб картинки тащат как фотонная ракета). Но зато мы получили некое обобщение фантастической иллюстрации той эпохи.
Если вы посмотрите, ну например, на обложки Техники Молодежи, то без труда найдете на ней ну очень знакомые вам пейзажи и решения. Даже если в детстве вы мульт смотрели, а ТМ и в глаза не видели.
Планета Шелезяка?
vlcsnap-2018-10-26-06h15m15s732
Да, будьте любезны! Правда растительность есть и населена человеками, но в остальном один к одному.

Сама Третья планета с её безумными пейзажами?

Не дофига то безумными, если видели фантастические работы Недбайло.

Косопорт, с его дизайном кораблей?
vlcsnap-2018-10-26-04h29m17s185
У него же. Да и только ли у него? Этих кораблей на пучках посадочных ног, как астероидов за Марсом.

Луна?
vlcsnap-2017-11-28-08h05m15s781

vlcsnap-2018-10-26-04h41m29s707

Где мы только не видели эти куполы за кратерами. Например у Соколова.

И не только у него.

Вся вот эта Москва как сочетании геометрических форм и природы
vlcsnap-2016-11-24-00h12m55s854
Она же в советской фантастической иллюстрации общее место.


Блук?
vlcsnap-2018-10-26-05h48m22s555
Кажется очередным нагромождением геометрии. Но это нагромождение классический способ показать типа новые формы и материалы в архитектуре.

Планета капитанов?
vlcsnap-2017-11-28-08h12m57s868
Голобоковский сеятель.

Кстати за скафандрами тоже далеко от Голобокова ходить не надо.

Вот эти гофрированные стыки и швы в то время были вообще модными. Вся галактика так ходила.

Что до пиратов.

Просто берём любую недобитую западную военщину в советской фантастике.

Вот они хорошие со своимии пиу-пиу бластерами.

Суммировать мне хотелось бы по пунктам. Так я пожалуй и поступлю.
1) Упаси Прекрасное Далеко мне обвинять Качанова или Орлову в плагиате и тупой срисовке!
Наоборот! Орлова проделала великолепную работу по сбору рефов, их компиляции и сохранению. Ничто так не донесло до будущих поколений тот футуризм который для них разрабатывали поколения прошлые, как данный мульт.
2) Особенно это заметно когда кто-то пытается повторить этот стиль сегодня. Например сделать квест по “Тайне Третьей планеты” или перерисовать те  дизайны с “отсылками”. Выходит калька с кальки. Если Орлова балансировала на краю эклектики, сюрреализма, нагромождений, постоянно держа в поле зрения оригиналы, что ей и помогало держать стиль. То “последователи”, явно не знающие ничего об истоках, не имеющие всей этой почвы под ногами, летят в бездну прям сразу.

Просто набор элементов. Китайская подделка. Так всегда бывает когда теряешь из виду ориентиры, а на создание собственных у тебя не хватает ни смелости ни таланта.
Посему я полностью уверен, что любые попытки сегодня сделать Алису, “с тем самым вкусом”, обречены на провал. Просто потому что постановщики, пусть иногда и талантливые, не в курсе Голобокова, Соколова, Недбайло, и даже мудака Леонова.
3) Раз уж заговорили о таланте.
Талантливейшему Мигунову, на мой взгляд не удалось бы сделать этакую антологию советской фантастической иллюстрации.
Да, он офигенен. Да он был в курсе всей этой референсной базы. Это заметно по его иллюстрациям.

И даже использовал её. Например акцентировал моду на скафандры с гофрированием.
Но именно опасения Орловой, её неуверенность в собственных авторских силах, превратило “Тайну третьей планеты” в заповедник советской НФ иллюстрации.
Может постановка Мигунова дала бы теме новый рывок, а может наоборот откинула назад, анимировав его картинки из книжек. Что ж, это мы уже не узнаем.
Но это была бы уже другая “Тайна”. Точно не настолько “собирательная”.

4) Кстати эта собирательность отразилась даже на “Гостье из будущего”.
Все та же зелёная Москва.

Все те же геометрические дизайны конца 70х начала 80х.

5)  У постановки к “Тайне” есть ещё одна заслуга перед сохранением наследия. Целенаправленно или подспудно, но она сохранила переходность этой художественной эпохи. Даже по той же “техники молодежи” заметно как выверенный “инженерный” ранний стиль

Мешается с, несколько более поздним, стилем дизайнерским, абстрактным, порой даже кривым.

Говорить о причинах этих изменений можно долго. Например фантастика позволяла авторам типа того же Недбайло, склонным к примитивизму, абстракционизму и прочим буржуазным издрыгам, спокойно рисовать и издаваться. Эй, это не абстракция, а марсианский пейзаж! Дорисовал в углу космонавта, и никакому худсовету уже не приебаться к буйству красок и вычурности форм.

Хотя если посмотреть, что ранние наши иллюстраторы, что поздние, не так уж принципиально расходились в стилях и решениях с иностранными коллегами работающих в той же сфере в то же время.
Отличить порой можно исключительно по мелочам. Типа полуголых бапцов и пиу-пиу бластеров, которые у нас не жаловали. Если же в кадре просто пыльные дорожки далеких планет, или какие-то излучения в чуждой атмосфере, фиг разберёшь где кто.
Но эт я отвлекся уже.

Так вот “Тайна Третьей планеты” на стыке старого и нового. Я перерисовывая её фоны, часто натыкался на чудовищные косяки геометрии и построения. Но мне трудно отличить такой косяк, от намеренной стилизации. Например нарочито завышенных “вененрианских” горризонтов или изображения излучений как физических объектов. Другая планета, другое измерение, другая атмосфера, другой спектр, другая физика в целом. Эй это не абстракция и у нас не кривые руки!

6) Естественно, что “Тайна” она не одинока. Просто наиболее показательна. Так то я ещё и “Возвращение” вспомнить могу.) Ну или тот же “Перевал”.

Но я просто чувствую что тема стремится расширятся, что твоя вселенная. Так что пожалуй на этом и остановлюсь.

RSS feed

15 комментариев »

Комментарий by moder
2019-04-03 09:38:19

>Эй, это не абстракция, а марсианский пейзаж! Дорисовал в углу космонавта, и никакому худсовету уже не приебаться к буйству красок и вычурности форм.

Как помню по молодости выбешивало, когда в иллюстрациях к тому же Гаррисону или Потупе, вместо вполне фотоописательных шипокрылов и катафрактов были такие вот буйства и вычурности.
Не развлекательная литература,а справочник по абстракционизьму…

 
Комментарий by Solo Alien D`Evil
2019-04-03 10:24:37

- А ещё позабыты Амба\Амба2 – Вампиры Геоны \ Хозяева Геоны. И сейчас они шикарны и тогда…

 
Комментарий by Эл-76
2019-04-03 11:31:51

богато. спасибо.

 
Комментарий by начинающий хикикомори
2019-04-03 15:41:05

Увидел картину с плачущей девушкой и вспомнил – у меня же был сборник разных фантастических иллюстраций и картин, по современному артбук. Там была эта картина. Плюс куча арта по Ефремову от этого же автора.
Полез искать, но не нашел. :(

 
Комментарий by Механьяк
2019-04-03 19:37:07

Рекомендую ознакомиться с “Гандахаром”, а ещё “Дикая планета” ничо такая %)

Кстати, надо будет однажды таки всерьёз заняться историей ретрофутуризма и прикинуть, каким он будет в будущем.

 
Комментарий by Чиун
2019-04-03 22:47:08

>> “Возвращение”
С первых кадров узнал “почерк” Кошкина, хотя доселе этот мульт не видел. Но “голубой метеорит”, и “чудо”, за его постановкой, знают, пожалуй, все.

 
Комментарий by Чиун
2019-04-03 22:49:53

Аниматор.ру список работ Кошкина:
http://www.animator.ru/db/?p=show_person&pid=533

 
Комментарий by Jack
2019-04-04 17:21:10

Самый главный вопрос: когда ждать продолжения простой истории?

 
Комментарий by JuddAround
2019-04-05 10:29:32

Всё это прекрасно, но базируется на неверных посылах.

Настоятельно рекомендую автору найти журнал “Советский Экран”, вышедший сразу после премьеры “Тайна Третьей планеты” и очень, очень внимательно смотреть на эскизы, сделанные для этого мультфильма. Они совершенно другие по стилю, более того, в стилевом отношении они близки к русской народной картинке и Васнецову. В мультфильме эти эскизы были сильно “огрублены”, осталась только общая идея и более-менее колористика.

Ошибка, в общем-то, понятна, так как мультфильм прекрасно нарисован и анимирован, а про эти эскизы мало кто знает. Но тем не менее.

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2019-04-05 12:39:35

>и очень, очень внимательно смотреть на эскизы, сделанные для этого мультфильма. Они совершенно другие по стилю

Какие эскизы? Такие?
https://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/2529427/2529427_900.jpg

>Ошибка, в общем-то, понятна,

А нет никакой ошибки.) Даже если и был там где-то васнецов, то весь вышел. В работу пошли эскизы явно основанные на перечисленном наследии.

 
Комментарий by GT
2019-04-05 14:50:32

Извиняюсь, если баян

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2019-04-06 04:22:15

Боянище!цельная фисгармония.

 
Комментарий by Malder
2019-04-08 17:24:06

Складывается впечатление, что Жуков оригинал не читал – а только посмотрел экранизацию.

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2019-04-09 01:08:05

Сдается впечатление что он читал только вот это:
https://www.mirf.ru/serial/gostya-iz-mrachnogo-buduschego

 
Комментарий by Коллега Пруль
2019-04-15 02:40:19

А если вы возьмёте книгу Н. Венжер “Сотворение фильма”, то вы увидите там эскиз ТТП, который срисован с обложки пластинки группы ELO, которую делал японец Сюсэй Нагаока.

https://i.postimg.cc/7hsFssHC/l-Snai0dbfb-I.jpg