Ты умрешь если притронешься.
Так пажи. Существует ну например два мира наш и некий потусторонний хуе-мое. Наш эт вот наш и норм. вот все это школа, работа, замуж. ЖКХ, пятерочка, штрафы от ГБДД.
А ихний это как наш, но не наш. Тут ведь как? Любые картины потустороннего мира они не будут цеплять если не имеют сцепок с нашим бытом. А вот если шел по Индустриальному проспекту, свернул на Солженицина, а тут гоблины, то ты такой: “На Солженицына не ногой! Как знал!” Тока при доле реализма работает мистика и вся это ваша фатамаргана.
Ну так вот. Ихний мир весь строиться на цене за контакт. Джины злые, черти ещё хуже. Заключил контракт – пиши пропало. Все вот это.
Причем ладно СОтона. Какие нибудь эльфы или Медной горы Хозяйка, они ж не злодеи. Ниче плохого не хотели, но если ты влез в контакты, ну надо платить. Годами жизни, наркотической тоской оторванность от прекрасного волшебного мира. Да мало ли чем слабый человечишка с коротенькой жизнью, ледащей психикой и неустроенностью в нашем реальном мире, может заплатить за соприкосновение с миром иным?
Пусть не так как у Лавкрафта, где билеты покупаешь на входе, а аттракцион не предусматривает технику безопасности в принципе. Пусть, к примеру, так как у того же Бажова. Когда “старые люди” тебе зла не желали, но так вышло, что говно в мире “России что мы потеряли” конкурирует с правилами мира потустороннего, где простому работяге, по сути, так же нет места, пусть уральские “эльфы”, по произволу коммуняки Божева, в сто раз больше не любят приказчиков и бар. Просто одним сразу пиздец, а у других усиливается безысходность реальности, обостряя трагизм дореволюционного быта.
Возьмем “Ге ге ге Но Китаро”. А точнее все его экранизации. Обратите внимание, что в аутентичных, не подогнанных под “семейный просмотр” комиксах и мультах, “все очень плохо”. Влез в потусторонний мир? Тебе пизда. Даже когда ты этого мира часть.
А когда “для детей” то все выкрутились. типа: “разрезал дровосек брюхо волку, и вывалились от туда Красная Шапочка и Бабушка, ничуть не пережеванные и не переваренные”. Смекаете?
Ну или например обычные детские страшилки. Обратите внимания как мало в них хепиэндов. Нет, есть, конечно, милиция, которая исполняет роль этой высшей власти над потусторонним миром. ибо у них есть пистолеты чтоб стрелять по “Красным пятнам” и ученые чтоб их приглашать для поиска огромных мясорубок в подвале. Но жертвы среди сотрудников МВД все еще велики при этом.
И все мы понимаем что это “кавалерия”, что бы читатель не взвыл от лавкрафтовской безысходности перед необоримым, непознаваемым ужасом того мира. Мы переносим людей делегированных функциями защиты в нашем мире, в тот мир, просто что бы не задохнуться от ужаса, как в этом мире, мы видим в “копах” защиту от уличных хулиганов.
Кстати интересно посмотреть как это развивалось не в “тоталитарных” странах. Например на концепции SCP… Хотя это уже тема для отдельного разговора.
В общем что хотелось бы дать как заглушку, для идей соприкосновения нашего мира и мира потустороннего пиздеца?
1) Тот мир должен проникать карапча наш, Нарисуй оторванный ад, и это будет просто мультик.
2) Правила есть, без них кол-во deus ex machina зашкалит до… см. пункт 1.
3) Так или иначе, выигрышных версий нет. Это основа, отказ от которой грозит девальвацией темы.
Что ж это простые правила. Но отказ от них всегда выливается в проеб. Не верите мне, можете подобрать “произведения в жанре” и наложив на них эту схему лишний раз убедиться в моей правоте.)
Лучше иногда написанное по пьяне отложить до утра и перечитать на трезвую голову перед тем как постить. Общий смысл улавливается, но сам текст как каша.
Лучше иногда почитать по трезвяку. удачи тебе в этом.
>3) Так или иначе, выигрышных версий нет. Это основа, отказ от которой грозит девальвацией темы.
Почему нет, если есть правила и по ним можно выиграть? Ночь перед Рождеством, Пропавшая грамота – вроде “выигрышные” версии столкновения реального и иного и не сказал бы, что это проебы. Или я чего не понял?
Да и тот же Ведьмак вигравший у О’Дима чем не пример того же?
Только в самой глупой концовке, и даже там ОДим пообещал вернуться.
Выигрышный сценарий всегда один – не играть с потусторонним вовсе.
Тьху ты, я уж сперва подумал, что это пропалитегу: “Не гуляй, где митинги — не попадёшь в автозак”.
Что-то не к месту вспомнилось “Пари” Роальда Даля… но там ситуация другая.
>Почему нет, если есть правила и по ним можно выиграть?
Это все позднее и детское. По вековечной классике добром не заканчивалось. Весь “прикол” был в том что правила были именно такими. Выбраться через сто лет из эльфийской пещеры, не забыть хозяйку Медной горы, получить проклятие на дорожку. Но понятно что есть и хепиэнды, куда ж без них. Детская литература, та же. Хоть и в ней не все гладко.
>Выигрышный сценарий всегда один – не играть с потусторонним вовсе.
Да. Но из этого истории не сделаешь.)
Вариант для относительного хэппи-энда без обесценивания все же остаётся, мне кажется. Когда влезаешь во все это, в общем, не по своей воле, а для кого-то еще, и платишь за услугу авансом. Сначала выполняешь, что говорят, и проходишь проверки, а в конце хтонь, может быть, тебя вознаградит. Но далеко не факт, и можно слажать даже в самом конце. Василиса Прекрасная с черепом на палке у Бабы Яги, да.
Том Лин и королева Фей. Весьма древняя и не сказать что детская вещь – там девушке таки удалось выцерапать своего любимого у королевы фей.
Мне кажется, все гораздо проще. Диапазон, в котором мы можем и умеем более-менее комфортно существовать ничтожно мал. Тоненькая пленочка на поверхности отдельно взятой планеты. Соваться в иное – это высовываться в среду, для которой мы не предназначены. И, следовательно, почти наверняка для нас смертельную. Причем, в отличие от космоса, смертельную в самых различных смыслах.
В лучшем случае можно завернуться в дорогую защиту (“скафандр”) и чуууу-ть-чуть высунуть нос слегка за край.
>Выигрышный сценарий всегда один – не играть с потусторонним вовсе.
Ну так это не только с потусторонним, а с любым незнакомым миром работает. Черти не обязательны простых людей хватит.
Заработал простой работяга на заводе капитальчик решил на бирже сыграть, местные брокеры его в два счёта разорили, но сделали так что он считает что ещё чуть-чуть и всё вернёт, потому весь оставшийся доход туда же спустит, а то и кредитов наберёт.
Проповедовал мормон у себя в Юте все его уважали и хвалили за это. Поехал нести веру на дикарский остров, там его и сожрали.
Сидит миллиардер в своей башне в центре Нью-Йорка, шофёр возит его по встречам, ресторанам клубам. Вышел без присмотра, заблудился попал в Гарлем, там его местные и обокрали порешили.
Ну или совсем классика. Провинциальная девушка приехала в Голивуд, подобрал её местный продюссер, Организовал выступления прослушивания, контракты со своим процентом, показал красивую жизнь, веселье, вечеринки, поклонники, алкоголь наркота, выжал что смог и пошёл искать следющую.
> Но из этого истории не сделаешь.
Был бы пиараст – остальное доделают философы стиля “в чём смысл цвета штор в произведении”.
Хотя я, кстати, ошибся – в играх с потусторонним таки можно победить и без отказа от участия. “Но у всякого дара есть своя цена”(с)
Ну, не всегда “Влез в потусторонний мир? Тебе пизда.”
В во всяких фольклорных историях о потустороннем частенько есть нейтральные концовки.
Да навалом сказок с совершенно положительными концовками где героя одарили чем-то. “И стали они жить поживать да добра наживать”.
Есть нейтральные концовки, есть и положительные.
Но почти всегда они результат того, что за ГГ в “ином мире” кто-то вписывается. кто знает расклады и помогает.
Серый Волк, голос-невидимка, кошка-проводник.
То есть – это по сути перезаключение контракта. Взятие нового кредита – чтоб погасить текущий. И как ГГ расплачивается за эти новые обязательства – обычно остаётся за скобками истории. Потому что, зачастую – уже является новой историей, отдельной.
Хорошо если это крынка молока и место у очага до самой смерти доброй мурлыки – а ну как то, что дома не оставил?
Редчайший случай – если ГГ посчастливится оказать услугу неведомому НАПЕРЁД. Как Иван Царевич – который СПЕРВА спас Волка из западни, по одной из версий сказки.
Вот только Иван Волка единожды спас – а тот его трижды выручал.не в пользу Царевича баланс – а Волк-то молчит до срока. Знай себе старается, Ивана-дурачка в долги вгоняет.
Основное тут то, что игра с Потусторонним – это полюбому игра по неизвестным тебе правилам. А в такое – проиграешь по любому. Даже если удачлив не в меру – оппоненту просто достаточно затягивать партию.
Как с Козырной Чучундрой.
“Это все позднее и детское. По вековечной классике добром не заканчивалось.” Мотив непременной расплаты, за контакты с потусторонним это кмк, больше от христианства. По вековечной классике это что-то вроде опасных природных явлений. Т.е. в глобальном смысле ничего хорошего конечно, но может и повезти.
И всё же, скорее, поднимается тема минимизации возможного ущерба.ну то есть ты уже в заднице парень – но, если повезёт, сможешь отделаться лишь испачканной одеждой.
Приведу пример. ГГ заблудился в лесу – и чтоб умилостивить “водящего” лешего выполняет предписанные обычаем (основанном исключительно на опыте из лесу ВЫБРАВШИХСЯ – т.е. имеем классическую ошибку выжившего) тумба-юмба.
Они могут сработать – а могут и нет. И если они не сработают, леший не подобреет и не отпустит – то что пошло не так: никто уже никогда не узнает. Потому как ГГ в лесу так и сгинет.
Т.е. та же “Зона” Стругацких: вид с боку. Есть некоторые набор вроде как работающих схем – но могут и не сработать. Потому что СИСТЕМА неясна и закрыт – всё через метод тыка.
Вот выпадает на твоё поле град, пользуясь вашей метафорой. И ничего ты с этим не поделаешь. ни как беду не отведёшь. Единственное что можно – с достоинством принять удар судьбы. И заранее подготовиться к возможному ненастью, уповая на полученные от дедов приметы, по которым можно угадать приближение грозовых туч. Опять же – всегда держать в голове гипотетическую возможность града – и делать запас.
Но есть масса причин, по которым это всё не сработает – и ты тупо помрёшь с голоду. А может и череп градиной проломить.
>Да навалом сказок с совершенно положительными концовками где героя одарили чем-то. “И стали они жить поживать да добра наживать”.
>В во всяких фольклорных историях о потустороннем частенько есть нейтральные концовки.
Стоит к ним присмотреться и это будут поздние или литературизированные истории, у которых есть куда как более мрачные прототипы.
>Мне кажется, все гораздо проще.
Это не проще, это тоже самое.
>Мотив непременной расплаты, за контакты с потусторонним это кмк, больше от христианства.
Вовсе нет. Это классика ещё “языческих” времён.
Никто за пару дней не упомянул самосбор?
//Но почти всегда они результат того, что за ГГ в “ином мире” кто-то вписывается. кто знает расклады и помогает.
Серый Волк, голос-невидимка, кошка-проводник.
То есть – это по сути перезаключение контракта. Взятие нового кредита – чтоб погасить текущий. И как ГГ расплачивается за эти новые обязательства – обычно остаётся за скобками истории.
Вообще-то в сказках все происходит ровно наоборот – герой вписывается за кого-то просто по доброте или под прямое обещаение (“я тебе потом пригожусь”) и получает помошника или предмет, который потом ему помогает в потустороннем мире.
//Стоит к ним присмотреться и это будут поздние или литературизированные истории, у которых есть куда как более мрачные прототипы.
Пропп “Исторические корни волшебной сказки”. Все уже присмотрено.
Ну, честно, литературные ужастики – штука еще более поздняя, чем литературные сказки. И фольклористы, как тут уже говорилось, всю эту тему вполне себе шерстили.
Так что не надо ля-ля. Инициация она такая инициация. Болезненная, да. Но после нее герой возвращается в среду людей в новом качестве. Ну, помереть в процессе может. Или новое качество заставит его помереть, чтоб спасти племя. Или убить кого из близких для того же. Но это не от Той Стороны – это штука вполне человеческая.
Волшебные Помощники – тема отдельная, но связанная. Изначально жЫ это дух предка или кто-то из тех, с кем договор у шамана-учителя. Ивану-дураку не потому помогают, что он дурак, а потому, что “из своих”. В чуть более поздних вещах – из вражды с вражеским богом, да. Давид Сосунский, все такое.
Что риск есть, это да. Ну так это и в межплеменных отношениях в неолите так. С этими у нас договоренность, а что за той горой?
Пункты 1-2 верны, очевидно. Пункт 3… может быть полезен. Хэппи-энд, если мы говорим об искусстве, а не попсе, может легко снизить тему до жвачки. Но! “выигрыша нет ваще” – точно также позволяет опопсеть что угодно, см. бесчисленные коммерческие ужастики и “фики по Лавкрафту”.
Кроме того, по Проппу сама сказка является поздней литературизированной историей по мифологическому мрачному прототипу и основное изменение, введённое в подобной сказке – нарушение законов и правил мифа в пользу ГГ сказки. По мифу необходимо разместить дочку вождя племени в башне и никому не показывать – в сказке её надобно украсть и плевать, что племя от этого сдохнет. По мифу есть дом-проход на тот свет, что охраняется мудрым и опасным стражем? В сказке при малейших претензиях от охранника нахамим ей в ответ, потребуем еды/воды/бани/спальни и получим полезный совет в придачу ибо по правилам всё стребовали и т.д.