Не дано предугадать, не нужно и пытаться.
Мысль которую я сейчас выскажу, не нова, да и не оригинальна.
Фиг его знает как там че поменяется в будущем, да и многое из этого мы просто не собираемся учитывать будущее живописуя.
Вы замечали, что читая не адаптированные старые книги постоянно ловишь странные слова? Тут не надо закапываться в допушкинское или утопать в простонародных “диалектах”. Я тут в книжки 30х прошлого словил слова “бычачий” и “негрский”.
И вот кто-то пытается изобразить будущее. Что мы знаем о том на каком языке тогда будут говорить? Когда-то в России целый класс пиздел на французском. И где это сейчас? Репун муа, мон пети кошон?
Сколько арго ещё появится и накроется приком, до обозримого в худ произведении элемента будущего. Сколько надсатов канет в bezdna?
Ладно, ладно, хорошо. Изменения языка фантастами игнорируется сознательно и обоснованно. Напиши книгу целиком на “языке будущего” и как это читать в настоящем?
А разве с остальным иначе?
Дело языком же не заканчивается. Что например с костюмами?
Казалось бы, тут мы можем чет предположить. А вот так ли уж обоснованно? Ну, допустим новые материалы, не мнутся, адаптируются под среду, все такое. Ну, а фасончик?
Рассмотрим на примере сегодняшнего дня.
Казалось бы идет движение в сторону удобства и, скажем так, “безклассовости”. Буржуя от отребья отличишь разве что по ярлычкам на одежде, да и то не всегда. Галстуки-удавки и стрелки на штанах держатся из последних сил. Даже военная форма превратилась в невнятные зелененькие спецовки. Вроде бы понятно и направление и общий посыл. И тут херакс! Голые щиколотки на морозе, штаны с говноприемником, бабы с бровями нарисованными широким маркером и пацаны с волосяным кукишем на затылке. И все это, заметьте массово!
Или вот развитие. Мы, кто не помнит, в 21 веке живем. В этом веке полагалось флипать на флаерах до космопорта. И мало того, где мой флаер, не говоря о космопорте, так ещё социальные отношения откатились аж в капитализм, а по улицам забегали внезапно религиозные граждане из числа тех кому лично боженька этот нелепый прикид посоветовал. Скажи фемкам 70х что они будут в чадрах рассекать, и они тебя бы тут же горящим бюстгальтером отхуячили бы!
Может вот от представления что скрывать-показывать прилично и сплясать, проектируя “скафандры повседневного ношения”? Не, голяк. И тут даже не надо к хиджабам за примерами ходить. Берем, для примера, какое ни будь там средневековье, и находим кучу всякой фигни из серии “волосы не покажи, а вот сиськи можно”. И как тут угадать?
Даже если предположить именно что развитие социальных отношений, легче не станет. Вон в какой ни будь “Туманности Андромеды” девчонки чуть ли не голыми пляшут. На этом месте какой ни будь современный кумачовый пуританин пеной бы подавился. А чего до этого коммунизму будущего? А ничего, у него дела и по важнее есть. Да и мне, когда читал, картина социальных отношений была важнее, интересней и труднее для восприятия, чем то “в чем там ходють бабы”.
Какие же выводы? А они на самом деле простые. Фантастический мир это авторский конструкт. Чего надо то и будет, а чего не надо на то и забьем. Угадалка тут всего лишь веселая художественная игра, небольшое приложение к инструментарию художника. Аналитиков-футуристов корчить из себя не надо. И обольщаться когда угадал, тоже. Вот например.
Художник массовые дирижабли с монорельсами пытался угадать, а угадал что Площадь Дзержинского обратно в Лубянку переименуют и казачки будут по улицам городов гарцевать.
На что все вот это через сто лет похоже будет? Хз. Может будем ходить обернутыми в пластиковые мешки, цвет и количество слоев которых будет показывать знатность гражданина. Наружу только гениталии и уши будут торчать, и будем тереться одним об другое в качестве “здрасте”. А может подгонят мне уже мой коммунистический красный флаер.
Все это я успел подумать пока рисовал свой вариант костюма для “Узников Ямагири-Мару”. И он такой не потому что я считаю что нравы в будущем будут “свободней”, а просто в настоящем я, как всегда, придумывал непристоюную версию девчоночьих одежек.)
>>в какой ни будь “Туманности Андромеды” девчонки чуть ли не голыми пляшут.
А в “Часе быка” вообще обнаженка во все поля (в “Сердце змеи” тоже немножко есть). Но да, там это не главное.
Эх, а жаль, что Алису в мультике не сделали такой (я, внезапно, не про сиськи и письки, а про неуёбищность образа).
А с языком и всем прочим – таки да. Более того, в фантастических произведениях, имхо, и должны быть современные и не очень анахронизмы. А всякий “новояз” имет смысл только когда он верно подан. Например, главная ценность слова “флипнуть” – не в том, что бы просто обозначить такой способ перемещения, а в том, что бы обозначить его обыденность.
Кстати, про “Час быка”. Сейчас как раз пытаюсь его осилить. Но эта лютая смесь из фапа на Рим, пытающаяся сделать вид, что это фап на более гуманистическую (в плане подхода к миру) греческую античность – не идёт (((
>>Кстати, про “Час быка”.
Есть определенные параллели с “Таис”, да. Но, если читать роман не сам по себе, а мысленно подстраивая видеоряд и общественные отношения под экранизацию “Туманности”, вроде норм получается (особливо самое начало фильма, с клятвой вступающих на путь 12 подвигов).