Балканский вопрос.
Что меня раздражает в современных интернетиках (все, бухахаха) так это не желание гуглить. Минимально гуглить, с поиском похожих картинок и переводом на языки отличные от английского.
А вот я это дело люблю. За пол часа, зацепившись за какую ни будь хуйнюшку, ты можешь накопать в сети реально инопланетную цивилизацию и международный заговор.
Но перейдем к примерам.
Многие видели и даже перепубликовывали вот эту шакальную картинку с Лениным. Перепубликовывали тупым копипастом, типа “гы-гы, голый, монструозный Ленин”, без какой либо попытки разобраться зачем он такой и откуда. Правды ради и я публиковал его первый раз лишь как забавный артобъект. Но поняв, что арток тупо и бессмысленно кочует туда-сюда, крякнул и сел за “расследование”.
Самой простой задачей здесь оказалось атрибуция. Это картинка Йозо Кляковича, известного хорватского художника. Она из журнала “Литературная республика” Мирослава Крлежа (Атей благослови любовь старых книжников писать касты прям под картинкой!).
Вот собственно “подшивка” откуда был нашакален арт.
А вот дальше все сложно. Ну, потому что это гребанные Балканы.
Дальше мешается местный угнетенный национализм, влажный панславенизм, парочка мировых войн, Югославия и прочая историческая каша способная напугать любого слабого духом исследователя. Например меня.
Так что давайте я дам вам зацепки, а дальше, кто интересуется или заинтересуется темой, сам пороется и (что было бы мило с их стороны) мне расскажет.
Итак. “Республика” журнал который во многих источниках именуется “левым”, но так ли было на самом деле в 20х прошлого, когда разновидностей “левых” было даже побольше чем сейчас, я хз.
Крлеж в 20х тыл коммунистических взглядов. Но уже в 30х разочаровался, разнылся и слился. В войну не сосал нацикам, дружил с Тито, потом боролся (пха!) с соцреализмом. В общем классическое местное чертичто.
Но картинка то была нарисована именно в 20х, когда он и его журнал были вполне левы. Так что она из себя представляет? Карикатуру, где Ленин молотит молотом церкви (и, цензурющую его мощный хер, коптящую трубу). Или наоборот агитационный плакат?
Можно было бы зайти со стороны художника. Но там тоже все по валашски сложно.
Например чувачек сидел на киче при усташах, но при них и международные премии брал. За Исусика.
У него в целом много исусиков.
И даже есть благостный портретик канонизированного нацика кардинала Степинаца. Правда написанный в 1964, а не в каком нибудь 43м.
И хоть по (балканским меркам) он весь такой аполитичный, но вот его картина “Революция” 1950 года.
“Расскажите классу что имел в виду автор?” Видимо опять какая-то “братва, не стреляйте в друг друга”. Тем более что после войны художник не вернулся в Югославию, а, вместе с Гитлером, дернул аж в Аргентину…
Да, непросто, наверное, иметь политические взгляды на Балканах. Особенно когда ты усиленно пытаешься рассказать своим творчеством, что ты весь такой дохуя аполитичный творец.
Но живешь в такое время в таком месте (или в крайняк, в такой культуре), что не рисовать всякое государственное и политическое, ну вот никак не выходит.
Так возвращаясь к Ленину. Что же это, матива, было?
А вот, все ещё, хз. С учетом того что сканеры в Хорватии не в части, лежать лежмя для балканских сайтов нормальная практика, выражаться о деятелях середины прошлого там принято очень обтекаемо, да и сам период создания изображения не отличался четкостью взглядов, тем более на Ленина, сложно понять “что хотел сказать автор”. Вероятно перед нами просто обычная попытка актуальной журнальной иллюстрации, которая скорее констатирует персональ, чем её оценивает.
Но порыться во всем этом ворохе было все равно интересно.
Любопытно, спасибо. Теоретически можно бы зайти через отношение этих ребят на тот момент к церкви – уж больно много куполов на рисунке. Возможно, даже конь-кретных. Плюс, я бы сказал, что сама поза копирует окноРостовские – но как не изучавший историю искусства, я не могу сказать, насколько она была распространена вне футуристской линии…
У Иванова, который плохой сигнал другой не менее значимый персонаж просил памятник, что б х@ем облака резал, возможно Егор что то знает, чего не знаем мы