Меня по прежнему зовут Долемайт.
На киноклубе отсмотрели в столбик классический блэксплотейшен “Долемайт” и байопик “Меня зовут Долемайт”, про, карьеру черного стендапера Руди Рэйа Мура и, собственно съемки им “Долемайта”.
Но перед тем как поговорить об этих фильмах, я хотел бы спросить вас, любите ли вы произведения Шекспира? Я вот, да. Хотя многое потерялось, со временем и в переводах. Непонятными или незамеченными останутся некоторые отсылочки, каламбуры и шутки, порой довольно похабные для своего времени. Да кроме того здоровая часть произведений драматурга, это талантливо переписанные и подновлённые, для освежения репертуара театров, пьесы других авторов. Имена этих авторов, сегодня известны разве что знатокам, а бывшие их произведения считаются шекспировскими. Сейчас такое однозначно считалось бы плагиатом и страшным творческим зашкваром. А тогда это было обычной работой, нужной и полезной. Зашкваром тогда считалось, в целом. актерствовать.) Ну, а культурную значимость Шекспира, сегодня будет отрицать разве что дебил. К чему это я? Ща поймете.
Итак, если включить “Долемайта” то не только у белого зрителя, но и у “цветных” выросших вне культуры американских гетто 70х, этот трешачек вызовет некоторое недоумение. Ходит в кадре какой то негритянский пузанчик средних лет, строит из себя неправдоподобного сутенера ебаря, виджеланте и бойца кунгфу, хотя всем кроме него и остальных героев кины, видно, что чувак неуклюж и довольно нелеп. А похабный недо”рэпчик” который он зачем-то читает в кадре, на радость прохожим, это же лютый, блять, криж! И даже если вы не чужды блэксплотейшену, и ознакомлены с лучшими представителями данного этнического жанра, то и тогда шутки и отсылки этого фильма будут проносится мимо вас табунами, а крутизна этого, одного из самых знаменитых произведений направления, вероятно останется вами до конца не уловленной. Ну, да, прикольный милый трешачек каких сотни, ну, и чё такого?
Так вот, на вопрос “чего такого”, во многом отвечает следующий биографический фильм. Это история артистического подёнщика Руди Рейа Мура, который до кризиса среднего возраста, валандается как говно в прорубе, пытаясь стать популярным и богатым. Хер ему это удается, до тех пор пока он не обнаруживает, что быдляцкие частушки про сутенера Долемайта, рассказываемые местными бомжами, нехило так заходят черным братьям на районе. И несмотря на то, что сам он считает данную тему хуйней (ничего нового и чисто этнического, многие авторы “босяцкого жанра” считали свое амплуа хуйней), он берет этот сценический образ (который подходит ему чуть меньше чем “Верке Сердючки” ебля с мужиками) и начинает рифмовано матерится со сцены и выпускать пластинки, на обложке которых голый он и такие же черные сучки вокруг, а под обложкой все те же веселые матюки под незатейливый музончик. и вот тут-то популярность ему и поперла! Ну, как “поперла”? Её начало хватать что бы покататься с турами по негритянским “клубам”-сараям реднекских провинций. А баблосов почти что хватило на то что бы задуматься о съемках цельного кино про Долемайта. И вот, наскребя по сусекам и наотдалживая, Руди взялся за съемки фильма. Собственно дишманское производство кина, буквально из говна и палок, и является самой яркой и интересной частью “Меня зовут”. Начинаешь больше понимать и про фильм и про шутки в нем, например подмечая, где именно публика смеётся “рэпчику” комика (“Аааа! ХЛОПКОВЫЕ трусы! Да, теперь понял!”)
Знаете, обычно я призираю отдельные разъяснения к худ. произведениям. Обычно, если в этом есть нужда, это значит, авторы не справились с посылом. Но, во-первых, “Долемайт” снимался “не для меня, и не для таких как я” ребят с розовыми щеками. А следовательно толмачь с ниггерского, лишним нам не будет. А во-вторых, “разъяснения” представлены тут как отдельное художественное произведение. Милое, приятное произведение, которое являясь кином Нетфликса про негров и их путь к успеху, остается вполне честным и убедительным. Я незнаю насколько достоверно воспроизведены в фильме события жизни Мура, насколько его образ романтизирован. Но на экране мы видим активного, честного, полного самоиронии, целеустремленного человека. А за таким художественным образом просто приятно бывает понаблюдать. Да плюс с информацией из финальных титров, не поспоришь. “Долемайт” действительно культовая киношка блэксплотейшена, собравшая в прокате. А кривые речитативы стендапера, действительно вдохновили многих рэперов (спасибо тебе, Руди, блять, большое!).
Кстати забавно что в наш век дутой толерантности и прочего БЛМа, отснять второй фильм было почти так же тяжело как первый, не смотря на то что это практически проект Эдди Мерфи. Никто, до Нетфликса, не хотел браться за кино про какого-то там неизвестного никому (из белых) черномазого комика.
Надо ли смотреть эти фильмы? Вопрос сложный. Если, как мы, вы решили залезть в блэксплотейшен, то скорее всего – стоит. И стоит посмотреть в связке. Но в принципе Шафта и Черного Динамита может вам хватить, что бы, как минимум, понять, а оно вам надо ли? Плюс у того же Мура есть более поздние фильмы, типа так же отсмотренного нами “Крестного отца диско”, менее маргинальные и заметно более скилованые. Лично я этот скил и дешевый социальный посыл про “наши дети умирают на улицах от наркоты белых” с легкостью променяю на непосредственность и голые сиськи черных шлюх в фильмах по раньше. Но вы сами решайте, если что. В конце концов, всегда можно посмотреть только второй фильм или поменять, при просмотре, фильмы местами.
Кстати, говорят на смерти Фальстафа, в “Генрихе V” публика ражала как подорванная. Потому что, камон, бро, это же аллюзия на стояк, кто не понял.)
Спасибо, любопытно. Надо бы как-нибудь.
А насчет разъяснений в целом – ну, Вы сами привели пример с Шекспиром. И знаете наверняка пример с первой строчкой “Онегина”. Но это сейчас. А так-то люди все время пишут для современников (даже когда говорят, что “для вечности”). И отсылки делают для них.