Личный блог Д. А. Кузьмичёва

Июль 19, 2009

Ю. Коваль. Избраное.

Filed under: Польза — Д. А. Кузьмичёв @ 1:21 дп

  — Волна эта чрезвычайно опасна,– говорила старуха, наклоняясь ко мне.
— Ее распространяют лысые и усатые. Они знают секрет.
— Какая волна? — собравшись с силами, сказал я.
— Лучевая,– пояснила старуха. — Ее распространяют лысые и усатые. Вы поняли?Кажется, я все понял. Старуха была “с приветом” и сейчас пыталась передать мне этот привет.

(Юрий Коваль. “Самая легкая лодка в мире”)

Я обажаю Коваля. Лихой, добрый, честный писатель. И поэтому я боюсь его поздних вещей, боюсь мемуаристики о нем, “ковалиной книги” или как её там, “Суера-выера”. А вдруг там очередной “кирбулычев”, с тупой, бездарной яростью топчущий всё чем то чем жил всю жизнь, то за что мы его любим?
Нет не верю. Но все равно боязно. Не буду пока суватся.

А пока процитирую вам полностью два моих любимейших коволевских произведения. Чёто время для этого пришло потомучто. Передам привет, так сказать.)
И никаких катов, с вашего позволения. Чай не порно, чтоб стыдливо прятать.

НОЖЕВИК

В бестолковых моих скитаниях по вечновечерним сентябрьским полям встречались мне и люди с ножами.
Этот, подошедший в сумерках к моему костру, ножа при себе не имел.
— Картошечки пекете? — спросил он, подсаживаясь в сторонке от огня.
— И уху варим,— добавил я во множественном числе, хотя и был один, без товарища, на двести верст кругом.
— Я и говорю: рыбоуды. Такой дым у костра — рыбоудский. Я, как издали увидел, так и говорю: рыбоуды… А где же товарищ ваш?
Отвечать правду отчего-то мне не захотелось.
— Товарищ-то?.. А там товарищ,— кивнул я в сторону реки.
С реки и вправду доносились какие-то звуки: голоса женщин или крики чаек? Вполне возможно, что там, в этих голосах, находил место и мой какой-то товарищ.
— А что он, товарищ-то ваш, рыбку удит?
— Да нет,— ответил я, прикидывая, какой там, в дальних звуках, мог быть у меня товарищ, и пытаясь его себе представить. — Товарищ-то мой, он… нож ищет.
— Нож?! Потерял, что ли?
Не знаю, откуда я взял этого «товарища» и почему сказал, что он ищет нож. Это был бред, внезапно возникший в голове. Надо было отвечать и проще всего сказать, что «товарищ мой» нож потерял. Однако отчего-то мне не захотелось, чтоб «товарищ мой» терял свой нож.
— Да нет, не терял он нож, — сказал я, отмахиваясь от дыма, вылавливая ложкой картофелину из котелка. — Он с этим ножом…
Тут я замолчал, потому что не знал, что он делает, «товарищ-то мой», с этим ножом. Сидит, что ли, на берегу и точит о камень?
— …вообще носится как с писаной торбой, — закончил я непонятную никому ворчливую фразу. Я как бы серчал на своего «товарища», который надоел мне со своими глупостями и особенно с ножом.
Подошедший к костру как-то по-своему меня понял, придвинулся к огню поближе. Это мне не понравилось. Навязчивый очень к ночи. Никакого доверия и дружбы не вызывал этот сумеречный, худощавый, как тень, человек. Что бродит он по чужим кострам?
— У вас тоже хороший нож, — сказал он, кивнув на мою финку, облепленную чешуей подлещиков, которая валялась у костра.
— Да это так… финка, — ответил я, намекая, что у моего товарища ножичек похлеще. Вот только что же он с ним сделал? Почему ищет?
Может, он его метал? Куда метал? В дерево? Зачем? Совсем дурак? Возможно.
Нет, мне не хотелось, чтоб товарищ мой был таким дураком, который мечет ножи в деревья. Может быть, он его мечет в рыбину, вышедшую на поверхность? В жереха? А ножик на веревочке? Неплохо. Редкость, во всяком случае, — товарищ, который мечет нож в жереха, вышедшего на поверхность реки! Такой мне по нраву.
— Финка… У меня тоже когда-то была… — сказал сумеречный человек и взял в руки мою финку, пощупал лезвие подушечкой большого пальца. — Вострая…
— Положь на место.
— Что ж, и потрогать нельзя?
— Нельзя… Это нож… моего товарища.
Товарищ мой мифический, кажется, обрастал ножами. Один он метал в жереха, второй валялся у костра.
— У него что ж, два ножа?
— Больше, — ответил я. — Я точно не считал. А у вас есть нож?
— Отобрали, — махнул он рукой.
— Отобрали?
— Когда брали — тогда и отобрали… А нового не успел завести…
Вот так. Его, оказывается, брали. Я это сразу почувствовал.
Сумеречный человек молча смотрел на огонь. Кажется, вспоминал задумчиво о том славном времени, когда у него еще не отобрали нож. Интересно, что он делал этим ножом? Похоже — ничего веселого. Разговор о ножах мне нравился все меньше и меньше.
— А зачем товарищу-то вашему столько ножей?
— Андрюхе-то? — переспросил я.
Мне казалось, что «товарищу моему» пора получить какое-то имя. И оно возникло легко и просто: Андрюха. Рыжий, большой, даже огромный Андрюха, немного лысоватый. Метнул нож в жереха, да не попал.
Нож хоть и на веревочке, а утонул, и вот теперь Андрюха ныряет посреди реки, ищет нож. Мне ясно было видно, как ныряет огромный Андрюха посреди тихой реки, шарит по дну пальцами.
— Что ж он делает с ножами-то? — отчего-то хихикнул сумеречный. — Солит, что ли?
— Мечет, — лаконично ответил я. И все-таки добавил, пояснил: — В жереха!
Человек, у которого отобрали нож, задумался, вполне напряженно размышляя, каким образом Андрюха может метать нож в жереха. Работа эта проходила с трудом, и я, чтоб поддержать усилия, добавил:
— Он у нас… вообще… ножевик.
Это слово особой ясности не внесло, и я отошел немного от костра и покричал в сторону реки:
— Андрюха-а-а… Андрюха-а-а! ..
С берега никто не ответил. Голоса женщин или чаек давно уже там утихли.
— Как бы не утоп… — пробормотал я себе под нос.
— Да не утопнет, — успокоил меня человек, лишенный ножа, — сейчас подойдет.
— Пора уж,— ворчал я на Андрюху.— Уха готова… Ладно, пускай пока поостынет.
Я снял с огня котелок, отставил в сторону. Пар от ухи не стал смешиваться с дымом костра, встал над котелком отдельным пенным столбом. Человек сумеречный к ухе не придвигался, но сидел прочно, поджидая, как видно, Андрюху.
— Ладно, — сказал я, — остынет… похлебаем, пока нет Андрюхи. А ему оставим.
Я протянул ложку сумеречному.
— Ну, давай, пробуй.
— Да уж дождись товарища-то, — сказал он, встал и быстро пошел от костра в сторону деревни.
— Эй, да погоди ты, постой. Попробуй ухи, тут на всех троих хватит…
— Да ладно, — не оглядываясь, махнул он рукой. Быстро надвигалась ночь, и фигура его пропала, удаляясь от меня в поле. Скоро ее уже не было видно.
Я хлебнул ухи, подсолил, поперчил. Потом отошел немного от костра и снова крикнул туда, в сторону реки:
— Андрюха-а-а-а… Андрюха-а-а!..
Совсем уже стемнело, когда я услышал издалека:
— Иду-у…*********************************************************************************************

И вот вам ещё кусок “Чистого Дора”, хотя эта книга стоит полного прочтения.

ОКОЛО ВОЙНЫ

До Чистого Дора немец не дошел.
Но был он близко.
За лесом слышался рев орудий и такой скрежет, будто танкетки грызлись между собой. В серых облаках, висящих над деревней, иногда вдруг вспыхивали ослепительные искры, а между вспышками сновали маленькие крестообразные самолеты.
Все дома Чистого Дора стояли тогда пустые. Мужчины были на фронте, женщины эвакуировались.
Только в одном доме жили люди: тетка Ксеня с двумя детьми и Пантелевна. Они собрались жить вместе, чтобы не было так страшно.
Ночами, когда дети спали, женщины глядели в окно на снежное поле и лес. Им казалось – немец подкрадывается, таясь за деревьями.
Как-то ночью в дверь им вдруг стукнул кто-то и крикнул:
– Открывай, что ли!
Женщины не стали открывать.
– Открывай! – снова крикнул человек с крыльца. – Я ведь замерз.
Тетка Ксеня подошла к двери и спросила:
– Кто?
Это был Мохов-безрукий из соседней деревни, из Олюшина. Его не взяли на фронт.
– Что ж вы свечку не зажгете? – сказал Мохов, входя в избу. – Темень у вас.
– Нету свечки, – сказала Пантелевна, – садись вот на сундук.
– Мохов, – сказала тетка Ксеня, – ты к нам жить перебирайся, страшно без мужика.
– Куда я из дому? У меня там тоже бабы с детьми. Вы к нам перебирайтесь.
– Нет, – сказала Ксеня, – тут наш дом.
Мохов достал из кармана горсть чернослива.
– Красноармейцы дали, – сказал он.
Тетка Ксеня повынимала из слив косточки и сунула спящим ребятам каждому в рот по сливине. Они дальше спали и сосали чернослив.
– Вот что, – сказал Мохов, – сидеть мне с вами некогда, надо идти, а завтра утром приходите ко мне. Я вам насыплю картошки. У меня еще осталась.
Мохов ушел, а женщины снова глядели в окно до самого свету.
Утром они подняли детей и пошли в Олюшино.
За лесом сегодня не скрежетало и не было слышно взрывов.
– Бой кончился, – сказала тетка Ксеня, – только не знаю, на чьей стороне победа. Ладно бы на нашей.
– А вдруг на его? – сказала Пантелевна.
– Он бы тогда сюда пришел.
– Может быть, подкрадывается, – сказала Пантелевна.
Они поглядели за деревья, но никого не было видно – только снег лежал.
Просветлело.
Сизые перья протянулись по небу, и за лесом зажглась солнечная полоса.
И тут женщины увидели вдруг какой-то предмет. Он плыл над лесом медленно-медленно. Ветки заслоняли его, и нельзя было разобрать, что это.
– Бежим! – сказала Пантелевна.
Ей стало страшно: что это летит по небу?
Темный предмет выплывал из-за деревьев. Восходящее солнце вдруг осветило его, и они увидели, что это по небу летит человек. Только очень большой.
– Мужик! – крикнула Пантелевна.
А тетка Ксеня заплакала и села в снег. Она не могла понять, как летит человек, и плакала, и крепко держала детей.
Огромный человек плыл над лесом.
Огромный, больше деревьев, стоящих под ним.
Он плыл-летел, лежа на боку и поджав ноги.
Он был в солдатской шапке и в шинели. Полы шинели развевались, и слышно было, как они трещат от ветра, дующего наверху.
Пантелевна побежала по снегу, чтобы спрятаться от этого страшного летящего мужика, а он молча плыл над лесом, над Чистым Дором.
Бежать было некуда, и Пантелевна остановилась.
Она глядела, как висит над ней огромный солдат, поджавший ноги к животу, и не могла понять, мертвый он или живой. И почему он такой большой? И зачем по небу летит?
В шинели его были видны большие дыры. И еще была видна красная звезда, только не на шапке, а на плече.
– Не бойся! – крикнула Пантелевна, увидев звезду. – Это наш!
Но тетка Ксеня боялась поднять голову и поглядела наверх, только когда огромный солдат отплыл в сторону.
– Его, наверно, ранили, – сказала Пантелевна.
Она теперь думала, что у нас есть такие большие солдаты, которые умеют летать.
Он отплывал в сторону, по-прежнему поджав колени и подложив под голову ладонь.
Лицо его было совсем серым.
Солнце поднялось выше, и сильнее задул ветер, подхватил солдата, понес его дальше.
Нет, он, видимо, был убит, этот огромный солдат, и уже не сопротивлялся ветру. Скоро он ушел за лес на другой стороне Чистого Дора.
А женщины все никак не могли понять, откуда взялся этот большой человек, зачем он летал по небу и как его убили. Они пошли дальше по дороге в Олюшино и ждали, что по небу поплывут новые огромные люди. Но небо было пусто.
А огромный солдат летел дальше, по-прежнему поджав ноги к животу. Потом он стал медленно опускаться и наконец лег на верхушки елок.
Он сделался меньше и постепенно сползал с елок на землю.
Какие-то запутанные веревки протянулись от него по елочным верхушкам, куски толстой материи нависли на ветках, ссыпали с них снег.
Это был аэростат воздушного заграждения. Немецкий самолет налетел на него, переломил себе крыло и разбился об землю. От удара самолета аэростат тоже получил пробоину, опустился к земле, выпустив через дырку часть газа.
Он перекрутился весь и превратился в солдата, в огромного человека, и утреннее солнце призрачно осветило его. Ни тетка Ксеня, ни Пантелевна не знали этого. Они сидели у Мохова в избе, варили картошку и рассказывали, какие у нас есть огромные летающие солдаты.
– Как жалко-то его! – сказала Ксеня. – Такой был большой, а не уберегся. Снаряд, наверно, в него попал.
– Ему бы затаиться, – сказала Пантелевна, – а он эвон куда – по небу поплыл.

Вот как то так.

RSS feed | Trackback URI

16 комментариев »

Комментарий by К.Подстрешный
2009-07-19 03:00:41

Отличный режиссер Мел Брукс как-то сказал, что гениальность – в простоте. “Марк Твен, Джон Стейнбек – у них очень простой язык, одно слово идет за другим. Никаких теорий – просто истории о людях и их мечтах”. Простой был человек Коваль )

Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-19 04:41:43

Я Ковалю завидую. Как и всем людям которые умеют то что я умею не так хорошо как они, и что мне хочется и надо уметь.

А ещё есть разные смерти Творцов. Вот например булычев превратился в говно, разучился писать и умер. Умер человек, его даже не жалко, своих бы всех пережалеть.
А умер там Коваль, Говард, Джордан, ну всякие такие недописавшие. Они бы могли нам ещё писать, а им не дали. Несправедливо.
Я конечно понимаю что смерть штука природная а не цивилизационная. Ей всё равно, что талантливый писатель, что мышка полевка. Но как существу цивилизационному мне всё равно обидно.
А ещё завидно, что не умею так ставить в предложениях точки вместо запятых как Коваль.(

 
Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-19 04:49:14

Ха, а Стейнбека я читал совсем недавно. “Пресвятая Кэти-девственница” Попалась мне в старинном советском гримуаре, сборнике материалов для атеиста агитатора. Где то между Вольтером с его “Простаком” и чем то антиклирекальным из Анатоля Франца.)

 
Комментарий by Чиун
2009-07-20 12:13:13

Мел Брукс – наш человек. И Коваля он вполне мог читать, читал же Ильфа с Петровым.

 
 
Комментарий by К.Подстрешный
2009-07-19 10:57:33

>чем то антиклирекальным из Анатоля Франца
“Остров пингвинов”?

Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-19 12:21:04

Вполне кстати возможно, я Франца по песни Щербакова знаю лучше чем по литературным произведениям.)

Кого бы в 666-й раз
Спросить, зачем на свете
Ничем я до сих пор не стал?
Марсель Пруст, а также Анатоль Франс
Про это сочинили, небось, по тысяче томов.
Да кто же их читал?

)

 
 
Комментарий by Алексей
2009-07-19 17:45:11

А краями глаза смотреть могёте ;), или так и не научились. А постсоветские вещи тоже боюсь читать, после Стругацких, Булычёва и т.д. и т.п. Близкие бьют больнее.

Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-19 23:37:45

Видишь ли, это тот самый случай когда то о чем я незнаю, не существует.
Если там всё в порядке, хорошо. А если нет? Что мне может дать моё любопытство кроме растройства?

 
 
Комментарий by Niven
2009-07-19 19:40:45

Грешным делом с творчеством автора был не знаком, однако теперь непременно прочту что найду, — больно избранные рассказы хороши, оба прям зацепили.

Спасибо, Даня.

Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-19 23:10:57

Трудно быть незнакомым с творчеством Коваля.
Пробегитесь по списку. Наверняка что нить да читали.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коваль,_Юрий_Иосифович

Комментарий by Чиун
2009-07-20 12:30:37

(*Чиун изучает список, время от времени восклицая: “так ЭТО написал он! И это тоже! И вот это!”*)

 
 
 
Комментарий by Квестовик
2009-07-24 20:23:47

Нужно будет приобщиться….
Спасибо.

 
Комментарий by seed_sama
2009-07-26 11:07:39

Спасибо за автора, рассказы очень зацепили буду искать и читать :)

А на тему трорцов и творчества, может стоит подумать об этом в таком ключе? Люди меняются, как и всё в этом мире. Так что человек который писал что-то что вам нравиться, он там в прошлом, это не он настоящий. Настоящий он мало ли в ересь впал, разочаровался или ещё что, но тогда то он был близок. Так что может стоить помнить его тогдашнего и любит неотрывно от произведения, а его сегодняшнего судить по сегодняшним произведениям. И привыкнуть думать о них как о людях совершенно разных, а в некоторых случаях даже чужих друг другу.

Ведь то что многие актёры и режиссёры из стариков сейчас несут несусветную пургу и лижут жопу, не отменяет тех ролей котрые они сыграли в прошлом, и тех гениальных фильмов котрые поставили. То что современники описывают многих поэтов как не самых хороших людей по жизни не отменяет гениальности их стихов.

Произведение это своеобразный слепок, от своего времени неотделимый.

 
Комментарий by Hoffmann
2009-07-26 11:47:26

Ох ты ж мать моя женщина, а я и не знал, что “Ножевик” – это тоже Коваль написал… Рассказ помню, а автора забыл.

Комментарий by Д. А. Кузьмичёв
2009-07-26 16:44:06

Так и живём.)

 
 
Комментарий by Vega
2009-08-04 11:37:55

Замечательно написано. Я, к сожалению, был знаком с писателем только по школьной программе, но теперь будем читать.