Ядерное кино. Выпуск 13. Тупичёк с киношками.
В преддверии Макса, и благодаря простуде, лег просматривать то из постапока, до чего руки не доходили.
Посему возрождаю рубрику “Ядерное кино”.
Хотел было написать про “Запрещённую реальность”. Но это оказался не постапок, а кусок дерьмовой хуйни, в которую вставилили пару унылых кадров с wasteland weekendа.
Так что у нас седня киноклассика.
Dead End Drive-In. Название это переводят у нас то как “Кинотюрьма будущего”, то как “Кинотеатр без возврата”, то ещё как нибудь.
Кино простое как 2 копейки копейками, но атмосферненькое, как по мне. К тому же австралийское. А чё не снимут австралийцы, все выходит постапок.)
Режиссер (Брайан Тренчард-Смит) снимая эту киношку сознательно пожертвовал несколькими очками реализма, перекинув их на “бичевание” социальных пороков 80х.
“Бичевание” это нежненькое как в ванильном бдсме. Да и представления в 80х о “все-пиздец-обществу” ситуациях, сегодня вызывает разве что умиление. Так что этот его посыл вас особо не отвлечет.
Ситуация в фильме стандартна для жанра. Миру трындец, но трындец без обнуления. Где то отравлены океаны, рухнули уолстриты, полыхнули улицы, и даже бахнуло ядерным. Но все это не слишком-то потерло цивилизацию, хоть и привело её в несомненный упадок.
Во время просмотра я не мог избавиться от ощущения, что действие происходит во времена первого “Макса”. Все в запустении, но машины ещё гоняют, и полиция, в милитаризированных коженках, ещё кое как изображает законность, не забывая где надо крышевать, а где надо непущать.
Рейдеры образовались, но не оформились. Называются “ковбои”, и соревнуются с официально зарегистрированными крепышами на эвакуаторах, в разборе любой тачки какая плохо лежит (например в кювете, после аварии). В фильме эти “ковбои” роли почти не играют.
Раскурочивание машин, это, видимо, основная оставшаяся сфера трудовой деятельности населения. Но похоже есть ещё две. Производство бензина (ибо все отчаянно гоняют, и нефтехранилище в каждом втором кадре) и производство аэрозольной краски (ибо в фильме граффити изрисовано все. Дома, вагоны, разумеется автомобили, а так же люди и даже собаки). Сложно сказать точно, где баллонами поработали художники фильма, а где так и было до съемок. Но этот атмосферу разрухи это создает практически уникальную.
Главный герой по кличке Клещ декларируется авторами как дрыщь и слабак во всех отношениях. Но на самом деле и с физической и с моральной стороной дела у парня всё норм. Имеет принципы, стремления, смелость и небеспонтовую тян.
После нескольких сцен, не имеющих отношения к основному сюжету, и призванных просто продемонстрировать жизнь в постапочном мире вялотекущего трындеца, Клещь берёт свою подружку, автомобиль брата, и едет в местный драйв-ин (кто не знает это такая помесь кинотеатра и автомобильной стоянки) “Звезда”.
Приезжают кстати на киношку того же Тренчард-Смита “Охота на индюшек” (там ещё главгадом Роджер Уорд из первого “Макса”). Эта киношка как бы намекает. Но герой с героиней конечно же нашли себе в темном “кинозале” занятие поинтересней, чем смотреть кино, или, хотя бы, следить за автомобилем. В результате пока они там себе трахались, у них виртуозно скрутили два колеса.
На утро им объявляют расклад. Связи и общественного транспорта отсюда нету, забор под напряжением, без авто по дороге пешком ходить запрещено под угрозой тюрячки. Так что вот вам, нищеброды асоциальные, талоны на хавчик и бельишко, и привыкайте, вы теперь живете тут, вместе с остальными отбросами которое правительство сюда киношкой заманило.
Что в этом раскладе не натяжка? Натяжка тут ВСЁ!
Зачем такой сложный способ вылавливать люмпенов (нелегальных эмигрантов правительство не стесняясь завозит в этот драйв-ин просто самосвалами)? Зачем правительству вообще их коллекционировать на бюджетные деньги? И что за правила такие дурные? “Есть автомобиль – вали”. Это все равно что в тюрьме сказать “найдешь лопату, и копай себе подкоп, администрация мешать не будет”. Почему из сотен имеющихся тут авто (а сюда их ещё и привозят) не собрать 10 и не свалить отсюда? Почему бы не подсторожить кого то на въезде с криками “люди это ловушка, драпаем отсюда!”?
Косяк на допущении едет и натяжкой погоняет.
Но режиссер и не скрывается.
“Драйв-ин — это, конечно, аллегория помойных ценностей восьмидесятых, которую наш герой видит как тюрьму. (…) но у всего фильм присутствует чувство преувеличенной или усиленной реальности — немного сверх меры, но ровно настолько, чтобы публика это приняла“.
Ну так то если смотреть то конечно да… Удивительным образом вопросы нелепости действительно снимаются. Тем более что пожалуй единственное, что более менее объяснено авторами, это почему из “концентрационного лагеря” с кинопоказами, охраняемого четырьмя ментами на двух авто, никто, кроме героя, бежать не стремиться.
А зачем? На улице безнадёга, а тут кормят, поят и киношки показывают.
Видите ли, авторы не изобразили “Звезду” чем то ужасным.
Можно было бы показать произвол коррумпированной полиции. Но нет, местные МФПшники вяло патрулируют периметр, и самое крутое беззаконие которое они чудят, это девочек иногда снимают.
Можно было бы показать коварство хозяина кинотеатра. Но нет, он простой администратор, угощающий героя пивком, и говорящий ему “держись меня пацан и проживешь тут норм”. И не врет ведь.
Можно было бы показать терки групп внутри кинотеатра. Но нет, всем пофиг. Все видимо так наборолись “за место под солнцем” во внешнем мире, что теперь в основном вяло валяют дурака, смотрят киношки, торчат в кафешках и плещутся в самодельных бассейнах. Случающиеся эксцессы, я и в средней школе бы всерьёз не воспринял. Здесь же не грабежей, не изнасилований, не массовых драк. Воровство похоже тоже не процветает, хранить шмот в кабриолете? Да запросто.
В произведении упоминаются наркотики, но агрессивно удолбаных не видно.
В произведение заявлена тема неприятия местными “понаехавших чурок”. Но на дворе 80е. “Чурки” безобидны, да и местные смотрятся той ещё им угрозой. Так что разборок этнических группировок тоже не ждите.
Социальная и криминальная напряженность в “Звезде” пожалуй и ниже чем в среднем московском дворе, куда мы без особого страха детей выпускаем погулять.
А вот за заборам, судя по первой части фильма, все куда как жестче и опасней.
Так что нет ничего удивительного, что упорное стремление героя вырваться из киношки любой ценой, не понятно решительно никому, включая его бабу. Да и зритель его вряд ли поймет.
Что за “побег ради побега”?
Куда ты собрался бежать, когда за забором точно такие же люмпены, ржавые тачки и “помойные ценности 80х”? К семье, которая без тебя, мягко говоря, проживет? От своей бабы, которую бросишь тут одну? Здесь тебя не слишком давят, там тебе никто особо не ждет. Зато “ШВОБОДА!”? Хм… Сегодня мы знаем к чему приводят такие оголтелые стремления.
Да, многое изменилось за эти 20 лет. Вопросы свободы, социальной напряженности, обывательских ценностей, пороков, имеют сегодня, порой, совсем другие ответы нежели в 86. И даже задаются уже иначе.
Но автор выступил слабовато и для 86. Не обязательно было делать “условия игры” столь несуразными, пытаясь создать “памфлет”. Но и памфлет не создан и приключения не очень пошли. Не прелести “свободы”, не ужасы “тюрьмы” не впечатляют. Если бы между ними не было забора под током, разницу было бы и не разглядеть.
“Так что, говно киношка то?”
Отнюдь, хотя в прокате провалилась пожалуй заслуженно.
Дело в том что я то смотрел его как постапочное кино, и как постапочное кино оно заебок. Герой вполне симпатичен своими, принципами и пусть и тупой, но деятельной целеустремленностью. Он не виноват что авторы забыли достойно прописать цели.
Антураж замечателен. Чисто тот же wasteland weekend или burning man. Прям глядишь и самому хочется загреметь в такую тюрячку на годик.
Австралийский колорит, знакомый по Максам, дает приятное послевкусие.
Да, этому кину было куда развиваться, а оно не развилось. Да проебов много. Возможно беда тут в том, что Тренчард-Смит приперся на кино, когда почти все уже было снято прошлым режиссером, и просто не успел, лепя из того что было, то что задумал, “вписаться в поворот”, а возможно ещё чё.
Но это всё ещё славная постапочная киношка, с друзьями под пивко, и идеальный фон для постапочных же вечеринок.
Так что произведение пожалуй все же программное.
Не помню упоминали-ли у тебя русское кинишко перестроечного периода под названием “Псы”?
Из разряда “…как постапочное кино”
Как же, как же, помню это кинцо. Перестроечная чернуха, но ещё не совсем безпонтовая.
Впрочем к постапоку отнести его можно с определённой натяжкой.