Планета Йокогама. Населена роботами.
Я досмотрел наконец последние томы “Путевые заметки о поездке в Йокогаму за покупками”.
(Поскольку о концовке я здесь и буду говорить, те кто её не видел, пусть лучше не читают этот текст. Всетки “Йокогаму” нужно посмотреть самостоятельно любому читателю комиксов, я считаю.)
Офигеть, – скажет кто-то, – ты дочитал наконец произведение которое называешь своим любимым комиксом… Эээ…Сколько лет вообще?
На самом деле дочитывать “Йокогаму” не обязательно. Сюжет её спокоен и почти неизменен, как сама та жизнь, которую он описывает. Он не отвечает на свои же вопросы, не движется какими то конфликтами. Он просто показывает происходящее. Вы можете взять любую книгу из 14 томов (ну ладно, из 12) и начать читать в любом месте.
Концовка? Концовка была ясна ещё во время первого тома. Персонажи, описываемый мир, стиль авторского повествования, все говорило нам, не просто о том что сюрпризов не будет, а о том что не для сюрпризов концовки произведение писалось.
Я был готов к концовке… Как мне казалось.
Но в результате конец оказался для меня одним из самых жутеньких окончаний, что я смотрел и читал.
Возможно дело здесь не в самом комиксе, а в моем эмоциональном состоянии, на тот момент, что я его смотрел. Но на последних страницах мне было тоскливо, той безотчетной тоской которая порой накрывает городского человека загородными вечерами.
Ближе к концу время в произведении сдвинулось с мертвой точки. Никто его и не отменял, но легкое, повседневное повествование начала, как бы говорило нам что впереди ещё много времени, вся неделя, всё лето, вся жизнь.
Но вот ты замечаешь что дети взрослеют, старикам становиться все тяжелей подниматься со стульев, рушиться камень, гуще становиться трава. Это ход жизни, тут уж никуда не деться, да? А вот и нет. За всем этим мы наблюдаем глазами “робота”. Робота который ничем не отличим от человека кроме одного, время над ним не властно. И неумолимость и неизбежность времени приобретает дополнительную болезненность. И это происходит в произведении, которое умудряется помирить нас по началу, даже с такой вещью как вялотекущая гибель человечества. Причем достигается это теми же средствами, которыми в начале нас успокаивали, говоря, что нет ничего плохого в неизбежности.
Но это все в рамкакх “а чего же вы ждали?” Ну да. Не это все меня “напугало”. Это лишь задало фон, построило сцену.
Меня напугали роботы.
Люди уходили и уходили из произведения. Уходили как бы растворяясь в тумане прочитанных и перевёрнутых страниц. Немногочисленная молодежь разъезжалась из глубинки. Но никогда не показывались проводы, не уходили в даль поезда, не уезжали автомобили. Это подразумевалось. Старики тоже “уходили”. Так же незаметно и само собой как и дети. Они просто исчезали из повествования. Места где были люди порастали травой, и скоро за растительностью нельзя было и найти и памяти об этих людях.
Но роботы были неизменны. Они были совсем как люди. Они кровоточили, ели, напивались, краснели, смеялись и плакали, они даже могли умирать. Но они не умирали.
Уходили люди, а роботы оставались.
Девушки-роботы казались на всем протяжении произведения более живыми, чем, постепенно превращающиеся в ничто, человеки. Но на последних страницах, я смотрел на них уже как то иначе. Их живые лица, с обычными милыми улыбками казались, в обезлюдевшем окружении, гротескными мертвыми масками. Они превратились в жутковатую пародию на людей, не сделав для этого ничего плохого. На всем протяжении произведения, в них не было ничего видимо искусственного. А теперь я смотрел на них как на механизмы выполняющие программу по имитации ушедших людей.
Жутко мне было не от того что я мог бы уйти с человечеством.
Жутко мне стало от того что я мог остаться на обезлюдевшей планете, с грибами подделывающими тела, травой подделывающей фонари, и роботами подделывающими людей.
Да, дело возможно здесь не в произведении, а в моем состоянии на момент его просмотра. Ну так всю дорогу “Йокогама” и была именно вещью которая заставляла чувствовать. Ну и вот.
Стала ли “Йокогама” теперь менее мной любима? Нет, не стала. Это, на мой взгляд по прежнему самое сильное комиксное произведение которое я читал, и ещё не раз буду перечитывать.
Зловещая Долина же.
>Зловещая Долина
Кстати нет. Роботы не были жуткими в этом произведении. Ни с начала и ни в конце. Страх мог породить весь мир манги. Его многообразие, его движение, жизнь и увядание. И роботы лишь наиболее яркие его краски, но не более чем части целого.
Зловещая долина, имхо, тут не к месту.
Кстати, что-то вспомнилась песня из одного детского мультсериала.
“Художник может быть один, а человек – никак…”
>Зловещая Долина же.
Неа. Внешний вид и поведение роботов не менялось, поменялась среда, она сама стала этой “зловещей долиной”.
Постапокалипсис есть постапокалипсис. Даже если он самый дружелюбный постапокалипсис.
А мне жалко этих роботов, прикованных к своей функции. Что произошло с миром не понятно, но агрессии и хаоса в нем нет. За рамками произведения чувствуется социум, правила и законы. Анархии нет, значит есть какое-никакое движение, пусть и непонятное нам. Старый мир предан забвению. Люди населявшие старый мир уходят, кто в новый мир, кто в иной. Роботы, как осколки старого технологического мира брошены и забыты. Они просто существуют в вечном сейчас без особых стремлений и желаний.
Как читавший “Йокогаму” ещё в универе, прекрасно понимаю чувства )). Вообще по ходу повествования не раз закидываются такие мелкие вроде бы крючочки: Альфа говорит девочке что “Вы плывёте на одном корабле по реке жизни – а я могу лишь стоять на берегу и смотреть”, старик-заправщик говорит самой Альфе “Можешь поселиться на моей заправке когда тут совсем всё стихнет”… Ну и в самой первой главе когда Альфа думает: “Мне выпало увидеть закат человечества – и, может, я ещё увижу его рассвет”. Но все эти крючочки впиваются один за одним – чтобы потом разом рвануть за душу ).
А вообще же, по ходу повествования упоминается что нынешнее затопление мира не первое – был когда-то и другой Великий прилив, который отступил. И в мире подрастают дети повзрослевших детей, и где-то в чаще леса их по-прежнему поджидает Мисаго из бухты. И остаются те самые роботы, сохраняющие память и мудрость предков для потомков. Так что у меня лично концовка вызвала скорее такую светлую грусть с лёгким налётом оптимизма.
Дык синие огни – это память планеты о нашем виде. А “ВЕЧНЫЕ РОПАТЫ”, это человеческий монумент своему существованию, помнишь там был обелиск в честь “Альфы”? Само существование человека сравнивается с порывом реактивного катера, который обречён истлеть на волнах мирового океана, когда выгорит топляк. По этой же причине ропат художница обвиняет Альфу в отсутствии этого самого человеческого порыва, в сохранении кафе как обелиска нетленного, в позиции простого наблюдателя на берегу.
И хотя нам показывают салют из ракеты пво, и обучение ропатов ганкате, больше намёков на причины вымирания человека нет. Буд-то человечество выдыхлось и не нашло иных целей кроме тихого забвения.
Всё это кстати покрыто суровой метафорой существования мирового стратоплана, который поддерживается в воздухе изотерическими силами и РОПАТАМИ.
Не увидел там оптимизма, только рефлексию. Это такой пост модерн, когда напротив постапока в стилистике Бешанного Макса, показана вот такая вот “тихая ночь человечества”.
Не заметил там рефлексии.
Есть довольно-таки жутковатый фанарт по этой манге
http://gelbooru.com/index.php?page=post&s=view&id=99380
Ничего особенного вроде, но пробирает.
Спасибо за то, что когда-то упомянул у себя эту мангу. Тогда зацепило и сейчас продолжает.