тедйорп отэ И
Во мне ещё осталось много от язычника. Для себя нынешнего я слишком слушаюсь примет. И если какая-то тема всплыла несколько раз за короткое время, я о ней пишу.
Сегодня поговорил с племянницей, которая на своем творческом пути подошла к моменту который я давно прошел. Надеюсь мне удалось сообщить ей об этом моменте полезное. Хотя опыт, он может быть только личным.
А надысь общался с Чертом относительно его архиполезного комикса “Пиши!” Подняли тему тех этапов которые могут настигнуть автора спустя годы и десятилетия творческой деятельности. И нет я не про женился-спился-всебросил. А именно о том что может случиться с тобой если не бросать.
Эти этапы не предскажешь, и не узнаешь о них пока сам не попробуешь. Я недавно писал о том как неправдоподобно может заебать собственная работа, на, чуть не ставшем фатальным, примере автора “Гоблинов”. Но этим неожиданные открытия не исчерпываются.
Когда-то миновав известный всем художникам этап, когда твои задумки в голове не удается достоверно переложить на бумагу, я наивно предположил, что дальше мое восприятие собственных трудов будет развиваться без резких дрыжков. Я просто буду рисовать, потихоньку совершенствуясь ну и все.
И тут хоба, снова мутация. Она хоть и проистекла из того самого плавного развития, но все равно оказалась неожиданной.
Мне стало пофигу качество моих работ.
Не поймите меня не правильно, я не решил гнать некачественную хуйню, или перестал стремиться делать свою работу наилучшим образом.
Просто качество стало не таким основополагающим моментом как раньше, не главной целью к которой стремлюсь. А чем-то из общего ряда инструментов. Типа техники рисования или выбранной для работы программы.
Стало неважно как хорошо сделано само по себе. Стало важно только насколько сделанное отвечает задачам. “Качество работы” как самостоятельное понятие перестало существовать .”Качественно ли сделана работа”, превратилось в “Закончена ли работа”. Если закончена, то значит и требуемое качество там, на ней. А иначе не законченна.
И вмести с тем пришло полное отчуждение какой либо критики кроме внутренней. А внутренняя критика поставлена на автомат. Есть планка, и если вышло ниже неё, я просто перерисовываю или выбрасываю, не чувствуя при этом никаких сожалений или сомнений или рефлексии другого типа.
Расскажи я себе 18летнему что вот оно так произойдет, я бы тогдашний пришел в панику. Ещё чего бы доброго подумал, что я нынешний покатился в деградацию.
Но нет, это явно не упадок. Наоборот, я почувствовал перед собой новые горизонты, шире и светлее тех что были у меня раньше. Словно упала некая стенка меня отделявшая от этого простора.
Смогу ли я зримо для зрителя отразить этот простор в своем творчестве? Не знаю. И если вы прочли все что я писал сверху, то можете понять, что мне на это как то похуй даже. У меня все это просто теперь есть как инструментарий. А ошарашивать зрителя “самой своей сильной техникой” пока поводов не вижу, да и неизвестно когда я освою эти возможности. Ведь заполучить новый инструментарий и осознать его возможности это одно. А качать сам скил-то будем по старинке, как в эпоху “улучшения качества”.
На самом деле то что я описал похожим на прорыв, было результатом длительного пути и как-то незаметно накопилось. Все, и мои эксперименты со скоростью рисования, или асексуальным хентаем, и даже то что я перешёл с ДиСи и Марвел на Имейдж и сотни других событий и примет вдруг собрались в одно явление.
И как полагается естественным процессам я заметил это не сразу.
Просто в один из дней некто, довольно доброжелательно, к слову, высказал некоторые претензии-пожелания к тому что я нарисовал и… И я его не понял.
Не не согласился, не подумал что он неправ, а вообще не понял о чем он говорит. Автоматом я перебрал в голове все свои требования к работе, и не нашел в них совпадений с им сказанным. Сказанное оказалось для меня лишенным смысла.
Это меня даже несколько озадачило.
И тут пришел текущий отзыв заказчика на другую работу. И я, с тем же удивлением, понял, что тут-то пожелания к исправлениям имеют смысл.
Не не, не “понял”, “почувствовал” сначала, а потом уже понял.
Понял, что я перестал оценивать что либо кроме того выполняет ли моя работа задачи перед ней поставленные. И все что не относться к задачам, для меня перестало существовать. И техника, и проработка, и само по себе качество, стали чем то уровня формата файлов. То есть важным только с учетом поставленных задач и имеющихся контекстов.
Если работе надо удовлетворить заказчика или порадовать зрителя, я её такой и сделаю. Если есть другие задачи, то я и с ними справлюсь, даже перешагнув через свой эстетический вкус. И эта не беспринципность (задачи-то я ставлю себе сам, исходя из своих на удивление жестких, но столь же развитых до автоматизма, принципах) это какая-то форма естественного творческого всемогущества.
Такая вот профессиональная деформация психики. “Всё для фронта, всё для победы”.
Хм… Думаю, как это и бывает с ощущениями, мне не удалось до конца передать предмет. Но возможно, коллеги художники (тут это слово “художник” я применяю в самом широком смысле его), через некоторое количество лет, вы, почувствовав тоже самое, и вспомнив этот текст, скажете себе, а ведь не пиздил нам тогда дядя Даня… Ну а может вас это, просто, стороной обойдет, кто знает.)
Сам же я, теперь, зарекусь загадывать. Если судьба отмерит мне достаточно длинный творческий век, то может я ещё что-то пойму или перепойму заново.
Да, так и живем, за каждым поворотом приключение, даже если из-за рабочего стола не вставать. Так что всем нам долгой и приятноинтересной жизни, да успехов, в том числе творческих.
>>скажете себе, а ведь не пиздил нам тогда дядя Даня<<
Когда у меня произошло нечто подобное, я по другому начал оценивать чужие работы.
Не в смысле "стал видеть больше" или "стал лучше разбираться" – нет, ничего подобного, просто оценивать стал иначе. И, к своему ужасу, вдруг резко перестал любить и просто воспринимать то, что раньше меня "заводило" эмоционально.
По ощущениям напомнило надевание тех самых очков из They Live – вот же только что у меня в руках был интересный весёлый глянцевый журнал, а тут оп-па.. на страницах такое, что хочется сразу в печь выкинуть.
А что именно здесь подразумевается под “качеством”?
Когда за собой такое заметил, подумал, что это неизбежный эффект стремления к качеству выполнения работы.
А чуть позже понял, что важно не лениться смотреть, что делал раньше, потому как вместе с привычкой “стремиться/делать качественно на автомате” приходит зашоренность, когда начинаешь тиражировать решения и среди них могут проскакивать не лучшим образом подходящие для конкретной работы. “Павшая стена” в таком случае оказывается “наползшей пеленой”. И делу не помешает ее приподнимать, глядя отвлеченно на “неизменно превосходный результат”. Не говоря уже о том, что только так можно придумать что-то новое и интересное.
Если что, я не художник, но “художник в широком смысле”.
Неизбежный этап в развитии любого профессионала, шлифующего мастерство в своей области. Не только художники.
Хотя творческая состовляющая в любом деле есть, если оно любимое.
Блин, круто, дядь Дань, интересно вот такие твои рассуждения почитать. Спасибо большое!
Я вовсе не художник, но прекрасно понимаю, о чём идёт речь: довольно много перевожу и в текучке своей основной работы, и в качестве фрилансера. Применительно к переводческому ремеслу описанный момент в своё время ощутил.
Наверное, подобное во всех сферах человеческой деятельности возможно.
Дядь Даня Анатольевич, ты один меня поймешь… Я сегодня на Охотниц за привидениями иду. Пожелай мне удачи и крепости духа…
>Дядь Даня Анатольевич, ты один меня поймешь…
Я тебя понял, кивни если они держат твою семью в заложниках, я сообщу в милицию.
>>>Я тебя понял, кивни если они держат твою семью в заложниках, я сообщу в милицию.
…Поздно, я вернулся.
Я видел всё. Пытался закрывать глаза и прятать голову между колен, но это не помогло – этот фильм прожёг мне веки насквозь. Теперь пойду, проглочу пучок рыболовных крючков на лесках и спрыгну с башенного крана.
А если серьёзно, ты был как обычно прав, и фильм – хуй. Попытка эксплуатировать доброе имя старой франшизы во имя спасения бездарной задумки с херовыми актёрами даже похлеще седьмых Звёздных войн. Даже Лизуна и Зефирного морячка запороли.
Вопрос немного не по теме. Но Дядь Даня подскажи в чем может быть проблема. Я еще зеленый, только в начале хуйдожественного пути. Последние пол года есть такая херь – вот появляется идея, быстро-быстро лезу в фотошоп рисую от балды пару палок и кружок, а после закрываю фотошоп и все. То ли лень, то ли усидчивости нет, апатия. Но за эти пол года я смог выдавить из себя только один законченный рисунок. Меня это стало напрягать.
Но самое интересное – сидя на работе я спокойно могу взять свой блокнотик и чего-то там почиркать. И мне не хочется просто взять и закрыть блокнот. А дома перед компом почти всегда такая картина.
Что мне делать?
>>>Даже Лизуна и Зефирного морячка запороли.
Во имя невидимых сусликов, их то как можно было запороть!?
Хотя да, вот если бы они сняли политкоректный фильм на базе Экстремальных Охотников за привидениями, было бы куда лучше. И негр, и инвалид, и неформал… всё отлично… Эх…
а можно поподробнее про “эксперименты со скоростью рисования”?