На днях я много думал и много понял. Я умею признавать свои ошибки. БОГ ЕСТЬ.
Я пришел к этой мысли после разговора о “боге” с двумя людьми…
и это небыли баптистские учитель с “падаваном”, что ловят нас в метро, и предлагают нам брошюры с красочными картинками.
Это были два пользователя ЖЖ и они говорили о своем “боге”. Один был умным, второй не очень. Один прошел горячие точки и говорил о том что атеистов в окопах сколько угодно, а вот он как раз на оборот, второй говорил что нет смысла говорить и спорить о религии. Первый только что с отвращением отошел от православия, второй даже не подступал к нему.
Я спрашивал, я слушал, я делал выводы.
“Ну вот когда любишь человека – можешь объяснить, почему? Любишь или не любишь.” говорил один, “для себя я решил, что есть где-то центр “управления”, пункт, штаб, кто-то с правом решающего голоса. я называю это богом” сообщал второй.
И всё постепенно собиралось для меня в одну картину. Внезапно я понял кто такой “бог”. Внезапно стало понятно почему современные “верующие” так не любят церковь, так невнятно формулируют понятие “бог” и так яростно настаивают на разделении “веры и религии”.
Не то чтоб меня осенило. Я просто расширил концепцию “персонального бога”.
Я вдруг понял, он не просто выдумка, не просто попытка самооправдаться на высочайшем уровне. “Он” может быть и суровым к своему носителю.
В основном наш “персональный бог”, это кажущаяся нам необъяснимой часть нас самих. “Бог” есть любовь, “бог” есть совесть, “бог” есть чувства заставляющие нас поступать вопреки, казалось бы здравым, а порой просто мелочным и шкурным, интересам, и “угадывать” при этом.
Прислушиваясь к себе и выбирая путь, нам вдруг начинает казаться что наши побуждения внешние. Порой цепочка причин этих побуждений так длина и уходит в такие темные глубины или блистающее дали нас самих, что легче сломать голову чем докопаться до источника. И тут нам начинает казаться что эти глубины где то в пылающем аду, а дали в небесах. Начинает казаться что, как в мультиках, у нас на плечах и вправду сидят маленький чертик с ангелочком.
Чертик с ангелочком нам нужны. Они ещё одна ипостась нашего “бога”.
Они наш внешний и окончательный принимальщик решений.
Мы можем сколько угодно мучатся сомнениями. Нам и только нам надо принимать решения, но мы просто люди, мы можем ошибаться. спросить другого? но и другие просто люди. а вот бог не просто люди! Он высший судия, он не ошибается. И мы взываем. К небу? Неа, к тем самым глубинам самих себя. Прислушиваемся и порой действительно слышим голос! Нашей совести? Наших глубинных желаний? Наших чувств? Нашего жизненного опыта? Нашего воспитания? Наших тяжелых размышлений? “Ну конечно же нет! Это голос не изнутри, а снаружи! Это голос Бога!”
“Бог” бывает суровым, и возвещает что нибудь типа “это неприятное но нужное дело! повелеваю тебе поднять свою ленивую задницу”, бывает мягким и говорит “от того что ты поспишь ещё часик, я не уроню небо на землю”.
Ошибаеться ли “бог”? Ну конечно ошибается. Суровый пореже. Мягкий почти всегда, и потом мы причитаем: за что нам это боже. Никогда. Просто пути его нам не всегда понятны, они запутаны и уходят куда то в глубины или к сияющим вершинам. То что пару раз что то пошло не так, не повод подвергать опасности концепцию нашего внешнего верховного судьи. Концепцию которая столько раз нам помогала. Просто мы не видим планов “бога” в целом (и самое интересное порой правда не видим).
Чтож выходит? Если наш “бог” это мы, то его выходит нет?
Напротив, наш “бог” так же, и даже более реален, чем какой то там горящий куст или шестирукое награмождение. Для нас он реален настолько насколько реальны мы сами.
Да, он и вправду наш воображаемый друг.
В детстве, или диком средневековье он представлялся бы нам четкой картинкой. мы бы могли пить с нашим другом настоящий воображаемый чай из кукольных сервизов, и говорить бы на горе Синай. И он бы приходил к нам воплоти, когда нам страшно, когда нас надо утешить, направить и дать совет.
Но человечество взрослеет как в целом, так и по отдельности. “Бог” потерял зримый образ. Он больше не речёт нам громогласно и на прямую, рискуя заставить нас обратиться к психиатру. Он тихо нам шепчет, дает еле заметные намёки. Он стал корректней и осторожней с годами.
Конечно не весь “бог” целиком это мы сами. Мы не весим в вакууме. Нас формирует взаимодействие с внешним миром. Так что наш “бог” порой говорит с нами при помощи например примет или других людей (и почему бы не попа, который может быть каким угодно мудаком, и при этом гласом саурона и ходячей приметой?).
Картина начала собралась из кусочков.
Вот почему многие так уверенные в существовании “бога” не могут не объяснить это существо не описать. “Кинуть в них камень” можете только тогда когда вы сами опишите себе, уже свою совесть и то откуда она у вас такая.
Вот почему “вера” не религия и люди так болезненно порой реагируют когда какой то бородач в юбке рассказывает им про их “бога”, решая за них, какой он и что имеет в виду на самом деле. Раньше я думал что попы просто заигрались перелезая из сферы общения с потусторонним в сферу нашей нравственности. Но они всё время были там, стремясь подменить нашего “бога”, своим.
Вот откуда “бог в сердце” взялся то.
Выходит стенка между ими, верующими и мной, убежденным атеистом, оказывается не толста и непробиваема, а тонка и эфемерна?
Я изложил свои соображения своим собеседникам.
“Не знаю. Возможно ты прав. каждому свое. Притом это все меняется – восприятие, ощущения. Пока я на этом этапе”, сказал один.
“о! вы уж и слово вера имеете наглость за всех решать? а я стало быть неправильно его… знаете что, вы мне надоели. спор ради спора, это не ко мне. раз ничего умного вы сказать не можете или не хотите, продолжайте без меня”, сказал другой.
И вот в эту самую минуту вся концепция с громким щелчком собралась в монолит.