Обсуждение дурацкой старой картинки по Булычеву, подняло интересную тему обсуждения.
Видите ли, даже ещё до того как двинутся ёбу, Булычев был, как футуролог, полное говно. Ну ему в принципе и не надо было. Во первых он пробавлялся “детским ” НФ, а детям тонкости пофиг. А во-вторых, в “Приключениях Алисы”, наличествовать некая сатирическая параллель с нашим временем. Которая в постперестроечных произведениях стала хорошим таким гвоздем соточкой в крышку гроба булычевского писательского таланта.
Ещё до того как вернуть на Землю будущего сраный капитализм, деньги и прочую мразоту, Булычев:
1) Просто чудовищно путался в показаниях, повсеместно. Например Алиса то оскорблялась тому что кто-то “обвинял” её в игре в куклы, то имела их огромную коллекцию. Пираты меняли свой вид в угоду каждому новому вышедшему мульту или фильму. и т.д.
2) Техника являла из себя чудовищные примеры “ретрофутуризма”. За нужными чертежами надо было пиздехать через полпланеты на флаере. А мониторы были слишком маленькими и стационарными, так что карту выводить на них было мелко, и надо было брать бумажную. Вряд ли автор делал здесь иронию. Жизнь показала что ему слабо.
Потом он ударился в антисоветчину и понеслось!
Например в совершенно бездарном, графоманском и убогом произведении “Сыщик Алиса”, где диалоги написаны чисто продемонстрировать тупость героев, спонтанность их решений и “выводов”, а так же полную исписанность и скурвленность автора, где главный “коп” Милорад, разговаривает с Алисой как пират-педофил под наркотой, мы можем найти такие вот “сообразные эпохе” фразы:
“Алиса добралась до Звенигорода за несколько минут. Эти места зовутся Подмосковной Швейцарией, потому что с высоких берегов Москвы-реки открываются чудесные виды. Сосновые боры нависают над высокими обрывами, а сама речка то разливается по плоским зеленым лугам, то ускоряет свой тихий бег, сжатая заборами гигантских дач, которые здесь строили диктаторы, потом палачи, потом богачи, а теперь в них вольно раскинулись детские садики.”
” — Сначала кто-то хочет нас запугать, а потом завоюет.
— И ты в это веришь? — спросил робот и даже присвистнул. — Я-то думал, что вы, русские, уже перестали все свои неудачи сваливать на шпионов и вредителей.
— Я оценила твою шутку, Поля, — сказала Алиса,”
Или вот. Вход на ВДНХ будущего, по мнению уже Мигунова.
Ну не прелесть ли?
Но я отвлекся.
И до полного еба Булычев как фантаст, с неба звезд не хватал, извините за каламбур.
Но ему удалось главное. Создать мир в чем-то сатирический, в чем то нарочито детсадовский, в чем-то оправданный скидкой на другие, менее развитые чем Земля, планеты. Но все же мир в котором люди были лучше, чем сейчас.
Человеческое общество все же развилось. Люди были добрее, ответственнее, милее и проще. Чем и очаровывали (до “капиталистической” Алисы, разумеется).
При этом:
3) Булычев, естественно не пытался развить общество дальше этих незатейливых шаблонов.
Ну понятно, что не была модифицированна речь. И более опытные и “серьёзные” фантасты за такое не берутся.
Но и культура с моралью не развилась.
Например отношение к женщинам корябает мне восприятие, даже не по уровню закидонов этого милениума. А просто по уровню советского общества. Не смотря на наличие акшен героини женского пола, дуры бабы, место которых на кухне, сквозят в каждом втором упоминании баб.
Или вот. Когда я грешил на “Алиса знает что делать”, а именно на отношения отцы-дети, по которым мультяшная Алиса-засранка, напрашивалась на ремня по жопе в межгалактических масштабах, через каждый кадр, я просто подзабыл, что чуть не каждая книга Булычева начинается со снисходительной триады героини о том какие взрослые тупые и ограниченные. Иронично в разрезе НФ, да. Но…
Ну и про кривоватое место роботов в обществе будущего, мне тоже есть что сказать. Но я пожалуй, остановлюсь, ибо “это же детская книжка”.
Но на ряду с языком и социальными отношениями, есть ещё тупо мораль.
Это, в целом, не слишком заметный, по началу, момент. Но начав рисовать “непристойные” иллюстрации, начинаешь замечать что Булычев, особенно под конец, начал выписывать тут лихие виражи, касаясь “этих” тем, тогда когда их можно и нужно было обойти вниманием.
Но тут пожалуй нам надо немного отойти от авторских трактовок Булычева, что бы обрести простор для мысли и не впасть в грех СПГС!
Так что мы сделаем вид что не заметили двух жен инспектора Милорада, которых он с пристрастием допрашивает в койке. Или уроков которые старшие рабыни дали Заури, на тему как можно удовлетворить хозяина не только и не столько вылизыванием его ботинок…
На все это, и на многую ересь позднего Кира, надо будет закрыть глаза, дабы признать, что отношение к наготе и сексу почти не поменялись “в прекрасном далеко”. Люди все ещё стесняются бегать голыми, особенно перед представителями противоположного пола 9у них там всего два гендера)), дети все ещё задают неудобные вопросы родителям, родители все ещё врут про аистов и капусту.
Собственно с этого и началось обсуждение “явление отроку Алисе голого зелёного мужика”.
Люди перетирали (о, прекрасные отстраненные темы обсуждения, далекие от ужасов реальности) почему Алиса не прихуела от голого дядьки.
Я следил за обсуждением со снисходительной улыбкой. Ведь я-то знал, что дело вовсе не в том, что Алиса девочка из будущего. Не в том что в столкновении со многими иными цивилизациями, какие-то отношения людей поменялись.
На мой взгляд все было куда как проще.
Алиса, по сути, юнат.
А даже в наше, не ксенозоологическое, время среднестатистический юнат видал и не такое. Он отлично знает “что это за штуки” и “во что играют эти зверюшки”.
А теперь прикиньте чего могла насмотреться дочь директора космозоо.)
Представьте и спокойной ночи вам.)