Вот, накачал себе советской фантастики для детей и юношества. Читаю.
Начал с книги Анатолия Мошковского “Пятеро в звездолете”. Ну по названию было понятно что книжка будет близка, если не к Алисовскому циклу, то хоть к каким нибудь “Отрокам во вселенной” и прочим там “Москвам-Кассиопеям”.
Что тут скажешь? Советское – значит отличное, конечно, Но книжка оказалась откровенно хилой.
Сюжет повествует о пятерых никчемных детях из недалекого и светлого будущего. Дети крадут новейщий звездалет и уматывают на нем в космос.
Зачем? Может они собираются спасти кого-то, или сделать что-то важное в этом вашем космосе. Что вообще заставило пойти их на угон, на кражу социалистической собственности?
Исключительно скука, праздность, эгоизм, глупость, шило в непоротой жопе. Ничего более.
Сами герои малосимпатичны.
Основной перс Толя Звездин. Мечтет ломонуться к другим планетам. Что он предпринимает для этого? Может он поступает для этого в клуб юных космонавтов и учит устройство звездолетов? Не. Он мечтает и скандалит с отцом, который пытается ему резонно объяснить, что рано этому сопляку в космос. И отец прав.
Второй персонаж Колесников, любит гонять на всем гоняющем, плюя на ответственность, цель и ПДД. Он, сука, гонщик. А космический корабль, это быстро. Поэтому он и становиться инициатором похищения корабля своего дяди звездолетчика. Цели? Ответственность? Понимание того что подставил дядю? Осознание того, что сорвал, наверняка важную, космическую экспедицию? Похуй! Гоняем!
Будто этого мало, герой снабжен ещё и комплексом Наполеона, и командирскими замашками, которые при таком уровне ответственности не могут не аукнуться боком.
Но у этих двоих хотя бы подобие цели есть. Остальные трое и этим не владеют.
Художник Алька, персонаж-балласт. На этом про него всё.
Героиню Леночку, лучше всего определить словом “фифа”. Бантики, цветочки, платьица и танцульки. Её роль, “баба на корабле”. Жалкие попытки автора придать ей доп. значимость, только подчеркивают то, что перед нами будущая незамутненная пизда. Зачем летит? По прочтению я так и не узнал.
Толстяк Жора-Обжора, “герой-поневоле”. Он жрет и радуется жизни. Он не хотел лететь, он увязался за бабой. Он наверное должен символизировать недалекого, но незлого обывателя. Но в произведении все недалекие обыватели.
Вся это шобла крадет корабль готовый к экспедиции, и уматывает на покатушки. На эту операцию грохается полкниги. Земля слегка журит малолетних уголовников, но потом отпускает кататься. Педогогика в будущем явно проебана.
Но может быть нас ждут приключения в результате которых герои “много поймут”?
Нет. Помыкавшись по скучнейшим планетам, и повляпавшись в унылые приключения, никого не спасся, и не чему не научившись, наши “герои” заскучали и повернули назад к Земле.
Конец.
Ладно. Возможно планеты, по которым они мыкались, несут какой то доп. смысл. Иносказательный или поучительный, если не для героев, то хотя бы для читателя? Ну типа как у Свифта или там Рабле?
Ну как сказать? Похоже какие то зачатки “выводов” автором задуманы, и планеты что-то символизируют. Но вот понять толком, что именно, практически невозможно. Посещают герои все планеты мельком, события на планетах унылы и лишены развития и внятных выводов. Я прикидывал и так и этак. Примерял книгу к контекстам, к эпохе написания. Нет. Все равно невнятно и уныло.
Хотя, если так задуматься, книжка написана между оттепелью и застоем. Не такие ли персонажи как её герои потом все советские полимеры просрали?
Но вряд ли эта мысль была авторским посылом или хотя бы сознательно введённым элементом.
Кроме того режет глаз ещё один момент, не замечаемый автором.
Комната Толи украшена чучелами птиц, а, ловя бабочек на одной из планет, герои их “умерщвляют” для коллекции.
Возможно в будущем все ещё не будет синтетического животного белка, и таксидермисты и “спортсмены”-охотники не вымрут. Но повествование эти мелочи совсем не украсили.
Стоит ли читать?
Разве что с целью погрузиться, лишний раз, в атмосферу советской детской фантастики. Погрузиться, но, как по мне, не насладиться. Читал с откровенным трудом и скукой.
Перехожу к следующей книжке.