Почему-то считается, что в Советское время нам про Гражданскую войну все врали. Дескать романтизировали “красное быдло” и “наговаривали на ихблогородий”!
Вообще-то любой кто хотя бы открывал советские книги, в том числе и художественные, или, хотя бы в полглаза, смотрел фильмы, о той войне, как бы в курсе, насколько там неоднозначно все было представлено. При том, что советские творцы, в то время, были за красных, в их произведении дофига неоднозначных образов с обоих сторон фронта.
Тихий Дон, Железный поток, Свой среди чужих, Служили два товарища, Адъютант его превосходительства, Бег, Белая Гвардия. Да что там, даже “Чапаев” как фильм так и книга. Все эти произведения и сотни других полны сложных, неоднозначных, характеров и “своих правд”.
Но вот как только Союз угробили, повылазили к нам булкохрусты.
Повытаскивали из запасников эмигрантские карикатурки. Типа кадулинских с красномордыми жирными красноармейцами, протогеббелсовскими жидами и зубаскалящими хабалками в красных платках.
И дорисовали своих сусальных царчиков и офицерчиков.
И кончилась вся ваша неоднозначность и многоплановость.
Впрочем Рыженко был ещё ничего. При всех его елейно православных мотивах и посылах, со свечечками и крестиками, ему, порой, удавались и красные.
Хотя конечно православие оно такое. Так что потом в конце триптиха, у него этот красный в попы подался. Так что неудивительно что у него лицо такое просветленное. Вот как тут нарисуешь его изначально с круглой, жирной, красной мордой, а потом в попа перерисовывать… Хотя стоп…
Или вот ты рисуешь картину. И смысл вроде очень неплох, просто коляска Эйзенштейна. И исполнение тоже норм. Но тут главное вовремя остановится.
Потому что потом такой думаешь: “Черт с раскрытием круга на зонтике лопухнулся!”
И пока правил зонтик, врубилось ПГМ и как то само собой исправился и матросик…
Да и красный бант на попике уже не спасает. Он делает сюжет только хуже.
Но я отвлекся.
Если какие-то ребята типа Рыженко ещё пытались, в постсоветское время, в неоднозначность, пусть и так вот жалко.
Если кое кто из стариков, типа Каляскина, ещё держал подобие нейтралитета.
То куда больше было тех кто “перековался в прыжке”.
Какой нибудь Обросов быренько скатился вот таким вот образом.
И смысл и качество работ поменялись волшебно.Восхитительный творческий путь, такой стандартный для многих в ту эпоху.
Однако сосредоточимся пока на образах ангелооких ихблагородий.
Здесь я люблю сравнивать две картиночки.
Белюкинский “Исход”.
И практически та же сценка в исполнении многострадального Владимироффа.
Хоть Владимирофф не изображает здесь белых теми дегенератами каким он изображает красных, разница в подходах разительна.
В то время как у Белюкина, старательная, качественная, но унылейшая помесь иконостаса с натюрмортом, у Владимироффа, бушуют страсти драматичного момента.
Странно что граждане так любящие перепощивать красноармейцев-питекантропов Владимироффа, постоянно забывают эту его работу. Че это они?
Впрочем про Владимироффа я писал уже достаточно (раз и дваз).
А вот образы злобных красных в “беляцком”, особенно постсоветском, ИЗО мне куда как интересней.
И недавно я нашел чисто экстракт их подхода к вопросу.
Любуйтесь.
Шмаринов. “Трагедия Крыма”!
Так и хочется перефразировать Карлина. “У Крыма все в порядке, это тебе пиздец!”)
Но давайте вглядимся в образы на полотне.
Основным образом тут является свечкообразный эльф в центре. Сколько трагизма и мужества в его лице и фигуре! Его поддерживает мощный богатырь слева, за ним группа, именно группа, а не “толпа” или “стадо” офицериков, с хорошо освященными, полными достоинства лицами. Сбоку отвернувшись от группы, невинная, случайная жертва – мужичонка, с бородой в место лица. Он, разумеется, не чета ихблагородиям, не мордой не статью не вышел. Он тут жалко жмется к их группке, чисто чтоб показать антинародность красных. Хотя больше ему удается показать антинародность белых.
Что до красных. То тут они все как на подбор, по всем канонам и заветам. Возглавляет все, разумеется жидокомиссар одетый кожаным Троцким. Рулит он быдлом, слипшимися в серый, ощетинившийся штыками, комок. В отличии от офицеров их развернули спиной. Этому стаду лица не положены. А когда их показывают, все становится только хуже. Справа один из парнейс работ Владимироффа, разве что цигарку в зубы забыли.
На первом плане сидит форменная помесь отарка с морлоком, поглаживая свой пулемёт. А за ним убого жмется печальный красноармейский мужичок, в дуэт к мужечку пленному. Только этот олицетворяет не те “полстраны что сидели”, а те “пол страны что охраняли”.
Работа превосходна в своем роде. Автор великолепно справился с задачей. Его картинку можно читать как написанный текст.
Вот только это довольно убогий текст.
Если в мои комменты зачем-то залезет булкохруст, то он наверняка спросит меня “а ваши краснопузые, что не так рисовали?”
Ну что они писали и снимали не так убого, мы уже разобрались. Рисовали?
Честно говоря даже на Советских плакатах и карикатурах нам трудненько будет найти “рядового” белогвардейца в столь карикатурных образах как у Владимироффа и Кадулина.
Оно и понятно. Борьба была классовой. И простой народец сражавшийся на стороне белых, был для красных в первую очередь простым народом. В то время как красные для белых были взбесившейся чернью.
До карикатурной “контры”, типа кулака, “белому” нижнего звена надо было целенаправленно дослужиться.
Буржуям, попам и генералам переподало по полной, разумеется. Но вот какие нибудь простые корниловцы, как правило, выглядили… ну просто.
Конечно и простого человека, революционера, участника гражданской войны, при советской власти романтизировали потихоньку, не без этого.
Плюс официоз, из которого в перестройку побежал художничек типа Обросова, Мальчишей в, ебущих дисидентов в жопу, НКВДшников перерисовывать.
Но и тут классовый подход помог проклятым коммунякам.
Не нужно было им рисовать ангелоподобных, сусальных ихблогородий. Их положительным образом был простой суровый мужик. А простой суровый мужик, смотрится, при всех раскладах, куда натуральней, естественней и правдоподобней, хоть ты его античным богом рисуй.
И цели этого мужика смотрятся естественней и понятней. И нет, они не отнять все у белогвардейских эльфов и пропить. Они скинуть жирные задницы этих сраных эльфов со своего мозолистого горба.
И это у мужика получилось. Так что и посыл картин, не “Россиюшка которую мы потеряли, в форме поместий, золота в банках и возможности пороть мужичье”, а “победитель”.
И победителю не нужно расчеловечивать врага.
И не нужно ему, как белым и сочувствующим, оправдывать себя тем что он бился с морлоками, орками, зергами и прочим зверьем из ада и лишь поэтому несдюжил!
Тех же “Двух товарищей” помните? Так вот там есть красивенький белый Высоцкий и карикатурный истеричный красный Быков. Какой образ там более позитивный и правильный, ну это уж сами судите.)
Орки говорите, вашблагородие? Что ж, можем и орками побыть, от нас не убудет.
Вон пулеметчика с картины Шмаринова, знаменосцем сибирских партизан на картину Герасимова назначили. Вон он в толпе прочих пораждений Мордора. Ну и чё?
И это картины. А есть ещё “новобелые” фильмы про спасение царя, адмираловъ, Матильдъ и прочую “Россию которую мы потеряли”, и книжки типа “За чертополохом”.
Качество и глубину их тоже можем сравнить с советскими по теме.)